Новогодний Книгоград

23 декабря 2022 года, в рамках просветительcкой акции в поддержку чтения «Новогодний Книгоград», в  Смоленской областной универсальной научной библиотеке им. А. Т. Твардовского прошёл творческий вечер прозаика, драматурга, лауреата литературной премии им. М. В. Исаковского Ольги Сергеевой.

Писательница рассказала о том, что с детства музыка и театр были для неё страстными увлечениями, которые навсегда остались в жизни. В видеозаписи с участием Ольги Павловны прозвучали дуэты «Метель» и «Память», а также трио  «Голубка».

Неоднократно О. Сергеева исполняла романсы на Международном вокальном фестивале им. Николая Струве.

В 1996 году в газете творческих союзов Смоленской области «Вдохновение» состоялась первая публикация её стихов. В исполнении автора прозвучало несколько поэтических зарисовок о животных и рассказ «Рецепт лютеранской вдовы».

Затем в видеозаписи была представлена пьеса О. Сергеевой «Экскурсия», сюжет которой является актуальным и  отражает современную обстановку в стране.

В моноспектакле «Вольный пересказ» Ольга Павловна выступила не только как драматург, но и как талантливая актриса. Зрители с удовольствием также услышали в её исполнении романсы «Приходи на меня посмотреть» ( сл. А. Ахматова, муз. В. Биберган), «В горнице» ( сл. Н.  Рубцова, муз. А. Морозова, аккомпанемент А. Самофралийская).

Председатель правления Смоленской областной организации Союза  писателей России Анастасия Самофралийская вручила Ольге Павловне подарок и грамоту от председателя Союза писателей России Николая Фёдоровича Иванова.

В заключение творческого вечера прозвучала музыка Р. Паулса к спектаклю «Театр».

Соб. инф.

Фото Виктора Минченко.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

(19 января)

Тропарь праздника

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Крещение Господне – великий двунадесятый праздник, во время которого христиане вспоминают крещение Иисуса Христа в реке Иордан пророком Иоанном Предтечей. Событие это описано в Евангелие.

Праздник также называют Богоявлением, потому что на Господа во время крещения  сошёл Дух Святой в виде голубя, и глас с неба назвал Христа Сыном. По изречению Феофана Затворника: «Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нём так зримо явил Себя Единый истинный Бог, поклоняемый в Троице; Бог Отец – гласом с неба, воплотившийся Бог Сын – Крещением, Бог Дух Святой – нисшествием на Крещаемого».

Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики.

Таким образом, крещение Иисуса Христа является началом Его Богочеловеческого служения и спасения людей.

Крещение Господне начали праздновать ещё при жизни апостолов.

В первые века на Богоявление крестили новообращённых христиан, которых называли оглашенными, и уже тогда существовала традиция освящать в этот день воду.

Крещенская вода имеет особую силу. Пить её следует натощак, благоговейно, с молитвою. Крещенской водой освещают жилища, её добавляют в тесто для просфор.

В то же время, крещенские купания – не более, чем народная традиция. Церковь окунаться в ледяную воду не призывает.

Православными христианами праздник отмечается 19 января.

В течение дня, предшествующего празднику, христиане соблюдают строгий пост.

В эти дни каждый любящий Бога человек стремится в храм, чтобы помолиться, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как сказал Силуан Афонский: «Благодарю я Господа, Он нас создал, и Святым Крещением просветил, и дал пречистое Тело и Кровь, и даёт Себя познать, как Он милостив, наш Господь».

Протоиерей Михаил Горовой

Слово в день Богоявления Господня


Свято-Успенский кафедральный собор, 2021 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Одним из важных событий в деле домостроительства спасение рода человеческого является крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

По исполнении полноты времени, Спаситель пришел на реку Иордан и принял крещение от Иоанна Крестителя. Погрузившись в воды Иордана, Спаситель своим Божеством освятил их и установил таинство святого Крещения.

Таинство Крещения систематически совершается в нашей Церкви. В этом таинстве крещаемые очищаются от первородного греха, дают обет доброй совести Богу и получают залог наследия жизни вечной: «Кто не родится от воды и Духа не может войти в Царство Божие» (Ин. 3,5.).

По свидетельству свт. Кирилла Иерусалимского, Крещение «есть смерть греха, возрождение души, одежда светлая, колесница на небо, царствия ходатайство».Святитель Иоанн Златоуст указывает на то, что Крещение «освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Духа».Безгрешный входит в воды Иордана для того, чтобы нас земнородных очистить от скверны плоти и духа. Там, на далеком от нас Иордане, произошло Богоявление. Сын Божий принял крещение от Иоанна Крестителя, Дух Святой в виде голубя снизошел от Бога Отца на Сына, а Бог Отец громогласно засвидетельствовал, что это Его Сын Возлюбленный, в котором Его благоволение. (Мф. 3,16-17). На Иордане была раскрыта тайна Божественной жизни и её суть состоит триипостасности и единосущии Божества.

Святоотеческий опыт богопознания, основанный на изучении слова Божия и Предания Церкви, сводится к тому, что Бог Отец вечен по Своему существу, Сын Божий, Господь Иисус Христос, предвечно рождается от Отца, а Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца через Сына в мир. Святая Церковь призывает нас прославить Троицу Единосущную и Нераздельную.

Отвечая на вопрос: почему этот день называется Богоявлением? свт. Иоанн Златоуст говорит: «потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу». Как же через призму человеческого разума познать тайну триипостасности Божества?Ученый, философ, священник Павел Флоренский, растрелянный за исповедании веры Христовой в 1937 году, в своей книге «Столп и утверждение Истины» считает что тайна триипостасности Истины представляет антиномию для человеческого разума. И чем ближе к Богу, этих антиномий (противоречий для разума) становится всё больше и больше, а окончательно они исчезнут только в Боге. Истина открывается разуму, находящимуся в Церкви, который ищет Истину, руководствуясь церковным опытом.

В день Крещения Господня в наших храмах совершается чин освящения воды. После молитвословий священнослужителей, святой Крест погружается в воду с призыванием Святого Духа снизойти на воду и освятить ее. И непонятным для человеческого разума действием благодать Святого Духа снисходит на воду и освящает ее. Вода, материальное вещество, не теряя своего вида, вкуса, химических элементов – получает Божественную энергию: «духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа».

Святой водой, преисполненной Божественной энергией, мы освящаем храмы, свои жилища, испиваем ее, окропляем животных, освящаем колодцы и водные источники.

Крещенская вода – великая агиасма, сохраняется в наших домах, не предается порче, врачует физические и духовные немощи, и, конечно, свидетельствует о действии в мире Божественной силы, благодати Божией. Эта Сила способна преображать народ Божий, освящать, давать стимул для победы над греховностью мира и мужественно идти по жизненному пути к Царству Божественной Славы.

Аминь

«Антология стояния Донбасса»

Вышел в свет сборник «Антология стояния Донбасса».В издание вошли произведения членов Союза писателей России и писателей Донбасса, созданные за последние восемь лет, включённые в рубрику«Берега Новороссии» литературного журнала «Берега».«Антология стояния Донбасса» – феномен русской культуры первой четверти XXI века, так как это произведения на кровоточащую тему, раскрывающие правду борьбы за справедливость в противостоянии русофобии и либерализму, отражающие веру в победу в войне Русского Мира с коллективным Западом, энергию русского духа, величие и гармонию русской души,её особую красоту и притягательность, «разум сердца» и напряжение воли в мыслях, словах и поступках. В разделе «Поэзия» опубликована подборка председателя Смоленского регионального отделения Союза российских писателей, главного редактора литературного альманаха «Под часами» Владимира Макаренкова, под названием «Из цикла ZV, или Русское сердце».

Владимир Макаренков

Когда на верховную встречу

доставит небесный конвой,

представ перед Богом, отвечу,

что был со своею страной.

Я связан душою и кровью

с землёй, на которой меня

растили с домашней любовью

семья и большая страна.

Везде мне привольно, по сути

я сын поднебесных хором;

родные мне — добрые люди,

Россия — отеческий дом.

В годины разрухи и смуты

в бессилье я рук не сложил;

печалился, но ни минуты

без веры в Россию не жил.

В развязке уж узел донбасский.

Европа шельмует день Zет.

Диктует мне сердце подсказки:

сбывается древний завет…

На пытку: ≪Какую дорогу

построил ты в жизни земной?≫ —

по-русски отвечу я Богу:

≪Я был со своею страной≫.

* В русском языке XI—XVII веков известно слово ≪съвѣсть≫ со значениями ≪совесть, разумение, понимание, знание, согласие, указание, чистота≫.В таком виде оно появляется в словаре Берынды 1627 года, форма ≪совѣсть≫зафиксирована с 1704 года. Происходит от церк.-слав. съвѣсть, которое по-строено как калька от ср.-греч. Συνειδησις (≪совесть, сознание≫) и συνειδος(≪совесть, сознание, совместное знание≫). Образовано с помощью суффикса≪-ть≫ от основы глагола съвěдěти (≪знать, разуметь≫) (Википедия).

Презентация книги состоится 24 января 2023 года в Москве, в 1-м отдельном стрелковом Семеновском полку.

Соб. инф.

Рождественская встреча духовенства, писателей с молодёжью г. Смоленска

12 января 2023 года в Смоленской областной научной библиотеке им. А.Т. Твардовского состоялась встреча смоленских православных писателей с молодёжью, посвящённая Рождеству Христову.
На торжественном мероприятии выступили писатели, члены Смоленского объединения православных писателей (Одигитриевского), учащиеся МБОУ «СШ № 19″, студенты Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Духовенство на встрече представлял руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Одигитриевского Смоленского объединения православных писателей, клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой.
Выступления участников встречи предварил Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора.
С приветственным словом выступил протоиерей Михаил Горовой. В своем выступлении он отметил:
«Рождество Христово — это всемирное событие. Оно положило начало летоисчислению нашей эры. Богомладенец Христос своим рождением и пришествием на землю открыл людям путь к святости, миру, добру и подлинному счастью в жизни.
Христианские ценности и в наше время оказывают благотворное влияние на духовную жизнь людей, стимулируя развитие научного знания, культуры, социальной жизни. Христианство призывает граждан нашего Отечества к патриотизму и любви к своему народу: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положил за друзей своих (Ин.15,13)»».
Со словами приветствия и поздравления выступили секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Татьяна Харитонова, председатель Смоленского регионального отделения Российского союза писателей Владимир Глухов, Елена Лышковская, Александр Грибков, Людмила Беляева (Мила Клявина), Мария Парамонова, Любовь Стеклова, Наталия Годяева и Галина Поддубная.
Студенты Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (руководитель Елена Амелькович) прочитали стихи известных поэтов.
Музыкальные произведения были представлены поэтом и бардом Владимиром Глуховым, ансамблем казачьей песни «Братчина». Трогательное выступление детского хора МБОУ «СШ № 19″(под руководством Фоменковой Галины) особо взволновало присутствующих.
В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой сердечно поблагодарил всех участников писательского объединения за их замечательное творчество. Священник высоко оценил работу сотрудников Смоленской областной научной библиотеки им. А.Т. Твардовского, курирующих кафедру православной литературы, поблагодарил за труды и просветительскую деятельность.

Материал подготовила Наталия Годяева.

Фото Николая Чепурных; часть снимков предоставлены протоиереем Михаилом Горовым.

СВЯТКИ

Время между Рождеством и Крещением называют Святками.

Это праздник, который связан с чествованиями Рождества.

Упоминания об особом после рождественском торжестве встречаются уже у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

У разных народов, жителей различных государств, городов, местностей сложились свои традиции празднования Святок. Объединяет эти традиции стремление создать у всех окружающих радостное настроение.

Так, в Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным.

В Смоленске до революции 1917 года проводилось шествие от Успенского собора с церковными песнопениями. Участники шествия несли на replica patek philippe watch шестах звёзды, символизирующие Вифлеемскую звезду. В Лопатинском саду устанавливали рождественскую ёлку, горожане радостно катались на тройках, ходили друг к другу в гости с поздравлениями.

В эти дни отменяется пост в среду и пятницу.

На Руси Рождественские торжества смешивались с традициями языческих культов, которые с V века отправлялись в это же время года. Поэтому служители христианской церкви в давние времена были против гуляний, которые народ устраивал в Рождество, считая их устаревшими языческими традициями. По церковным уставам, в святочные дни не рекомендовалось обряжаться в яркие одежды, выходить на улицу с песнями и плясками. Народ всё больше отходил от языческих традиций, Святки стали праздником, когда люди собираются вместе и славят Господа за милосердие и Божью помощь.Вы можете выбрать yl rolex day date m128235 0029 36mm mens rose gold tone watch, соответствующий вашим потребностям, на сайте https://www.odapple.com/doraemon-mit-mickey-supreme-cover-fuer-iphone-5-5s-se, и sugilite pendant обеспечит вам максимальную скидку.

Читать далее

   Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике
              (о книге Л. Пантелеева «Верую!»).

  А.В. Боедова, преподаватель
  литературы
  отделения
  СПДС, учитель русского языка и
  литературы МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского»
  г. Смоленска, учитель высшей категории.


  «Всю жизнь исповедуя христианство, я был плохим христианином». Так
начинается удивительная, не похожая на другие произведения этого писателя,
книга. Некоторые исследователи называют ее «посмертной исповедью». Почему
посмертной? Все дело в том, что Леонид Пантелеев (именно о его произведении
пойдет речь) дал четкое указание Самуилу Лурье, которому завещал свой архив,
опубликовать книгу после его (Пантелеева) смерти.
   Почему же исповедь? Автора мучит то, что свою веру он опасался
исповедовать, понимая, чем это может обернуться для него самого и его
творчества. Пантелеев пишет об этой своей слабости: «…от кого-то услышал или
где-то прочел слова Н. Огарева о том, что невысказанные убеждения — не есть
убеждения. А ведь я почти весь век свой (исключая годы раннего детства) должен
был таить свои взгляды».

Читать далее

Луганское Республиканское отделение Союза писателей России
поздравляет всех членов Союза писателей России и творческих людей
со светлым праздником Рождества Христова, желает всем победного
мира в борьбе добра со злом, чтобы каждый из нас словом и делом
приближал эту Победу.
Желаем всем здоровья и творчества. Работайте братья!

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

(7 января)

Тропарь праздника

Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе.

Это великое событие начинает историю спасения человечества от греха и смерти, соединения с Богом посредством пришедшего в мир Богочеловека.

Явление в мир Христа настолько почитается христианами, что даже принятое во всём мире летоисчисление делится надвое: «до»  и «после» Рождества Христова.

По замечательному высказыванию архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Христос соединился с человеческим родом, не избрав в нём только праведных и только святых. Он Сам, будучи искушаем грехом, знал меру человеческой немощи и слабости и, был подобен человеку во всём, кроме греха, Своей Божественной любовью всех воплотил в Себя и всех искупил Собою».

Рассказ о рождении Исуса Христа приводится евангелистами Лукой и Матфеем. Книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе, которые исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил общую перепись. Уиудеев каждый должен был записаться там, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда, поэтому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосифу Обручнику и Пресвятой Богородице, ожидавшей рождения Ребёнка, пришлось остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), где пастухи со стадом укрывались в непогоду.

Спаситель Мира родился глубокой ночью в пещере, лишённой даже скромных удобств. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота.

Первыми поклонились Господу простые пастухи, узнавшие дивную весть от Ангела. За ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. Волхвы  знали пророчества о Христе и, увидев на небе необычно яркую звезду, поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Они принесли Богомладенцу свои дары (золото — знак царской власти,  ладан — знак священства и смирну (пряное благовоние) — символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть.

С Рождеством Христовым на Руси издревле связано множество символов и традиций.

Одна из старинных народных традиций Праздника — петь колядки. Этот обычай раньше был языческим, но когда Русь стала христианской, стал  добрым способом прославлять Господа Иисуса Христа.

Традиция украшать рождественскую ель пришла в Россию из земли Эльзас, где с XVII века это дерево устанавливали к Рождеству. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому Адам и Ева утратили после изгнания из Рая, но с Рождением Христа у людей снова появилась надежда приобщиться к вечности. Важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Её крепят на верхушку Рождественской ели. Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна, которые имитируются при подготовке к празднеству.

В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Его делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях, в домах.

Читать далее

Собрание в канун нового года

         29 декабря прошло общее собрание членов Смоленской областной организации Союза писателей России. Председатель правления Анастасия Самофралийская подвела итоги работы за 2022 год, где были отмечены положительные моменты в деятельности организации, рассмотрены некоторые организационные вопросы.

         К глубокому сожалению, атмосфера собрания была омрачена тем, что накануне, после долгой и тяжелой болезни, ушел из жизни член правления писательской организации, поэт, краевед, лауреат литературной премии им. М. В. Исаковского, премии Смоленской епархии – Николай Николаевич Кеженов. И прежде чем приступить к повестке дня, – собравшиеся Минутой молчания почтили память дорогого своего коллеги, поделились воспоминаниями об этом светлом человеке.

         Надеемся, что в 2023 году в писательском сообществе не будет таких тяжелых утрат, хорошего будет больше, чем плохого, и собратья по перу порадуют новыми творческими успехами.

         Наш корр.

         Фото Николая Чепурных.

Памяти Николая Кеженова

И скорбим, и жалеем себя —

Нам ушедших ВЕРНУТЬ не удастся.

Здесь такие живут лишь любя —

Им и в Царстве Небесном воздастся.

ПРИПЕВ:

За терпение и доброту,

За желание слушать и слышать,

За умение и красоту,

И за всё, что приводит нас к вышним.

2.

Сколько прожито лет — не вопрос!

Но — какие ты ПОДНЯЛ здесь горы?

Что хорошего в жизнь эту внёс?

Запоют ли тебе нынче хоры…

ПРИПЕВ:

За терпение и доброту,

За желание слушать и слышать,

За умение и красоту,

И за всё, что приводит нас к вышним.

3.

Оставляем порою свой дом,

Но спешим вновь В НЕГО возвратиться.

Только все, уходя за «Кедрон»,

Закрывают земные страницы.

ПРИПЕВ:

И терпение, и доброту,

И желание слушать и слышать,

И умение, и красоту

Отдают, чтоб уйти в Небо, к вышним.

Елена Лышковская

Последнее слово о товарище

         Ушел из жизни Николай Николаевич Кеженов. Наш добрый товарищ, коллега по творческой доле, хороший человек. Поэт, краевед, член правления Смоленской областной организации Союза писателей России, несколько лет руководивший региональным объединением православных писателей (Одигитриевским). Автор ряда сборников стихотворной лирики, книг на православную тематику, изданий о первом космонавте планеты Ю. А. Гагарине. Лауреат литературной премии им. М. В. Исаковского, премии Смоленской епархии; в 2022 году Смоленской областной организацией Союза писателей России был выдвинут кандидатом на премию имени Н. И Рыленкова.

         В последние годы Н. Н. Кеженов тяжело болел. Он старался стойко противостоять телесному недугу. По мере сил, участвовал в различных литературных, общественных мероприятиях. Но – болезнь взяла свое, одолела. На пути к 73-летию, которое Николай Николаевич мог встретить 4 марта 2023 года.

         Н. Н. Кеженов был (трудно говорить – был) светлым человеком. Позитивным. Целеустремленным. Таким он останется в памяти всех, кто его знал и в памяти его товарищей по творчеству.

         Смоленская областная организация Союза писателей России.

Культура против бездуховности

«Муза Новороссии» – музе Ельни

Седьмые Исаковские встречи прошли в гвардейской Ельне. Их тема «Защитим «Катюшу»! Смоленская областная организация Союза писателей РФ при поддержке регионального политсовета партии «Единая Россия» и редакция районной газеты «Знамя», первым редактором которой в 1918-1919 гг. был выдающийся советский поэт-песенник Михаил Исаковский, выступили инициаторами и организаторами этого литературно-культурологического мероприятия, посвящённого отражению нападок Запада на песню «Катюша», уже более 80 лет являющейся на планете лирико-патриотическим гимном русского мира.

Акция началась с торжественного возложения членами смоленской делегации алых гвоздик к бюсту М.В. Исаковского, установленного в фойе редакции «Знамени» (работа известного смоленского скульптора Константина Куликова). Это сделали писатели Николай Чепурных и Владимир Королёв, журналисты Владимир Венгржновский и Юрий Солопонов, главный библиотекарь областной универсальной научной библиотеки им. А.Т. Твардовского Татьяна Насонова и почётный гость из Донбасса – председатель Луганской республиканской организации Союза писателей России Марк Некрасовский.

Затем в актовом зале районной библиотеки прошла творческая встреча гостей с ельнинцами. Вёл встречу главный редактор газеты «Знамя» лауреат Всероссийской литературной премии им. М.В. Исаковского Михаил Козлов.

А началось мероприятие с видеосюжета, подготовленного Натальей Айзетовой, – о 144 гвардейской мотострелковой Ельнинской Краснознаменной, ордена Суворова дивизии. Участники встречи познакомились с героической историей прославленного  соединения, внесшего огромный вклад в освобождение Ельни от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, и сегодня сражающейся с «гнилой фашистской нечистью» на Украине. На основе официальной информации, были приведены примеры мужества и доблести военнослужащих соединения, участвующих в специальной военной операции.

 После этого Михаил Козлов предоставил слово для приветствия главе муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области Николаю Мищенкову. Н.Д. Мищенков тепло приветствовал собравшихся, среди которых были ветераны труда, краеведы и старшеклассники средней школы №1 им. М.И. Глинки.

Марк Некрасовский рассказал о том, как песни на стихи М.В. Исаковского (а в этом году 80 лет со дня первого исполнения песен «В лесу прифронтовом», «Огонёк», «Ой, туманы мои, растуманы…») помогают в борьбе с укронацистами, прочитал стихи из своей книги «Кровавая пыль. Летопись войны» (книга вышла в Смоленске), а ещё вручил Михаилу Козлову и Владимиру Королёву дипломы активных участников международного литературного конкурса «Муза Новороссии», проходящего ежегодно в Краснодоне.

В свою очередь, Владимир Королёв вручил, по поручению правления областной организации Союза писателей РФ, дипломы победителей международного конкурса «Связь поколений» им. М.В. Исаковского Михаилу Козлову и самодеятельному композитору художественному руководителю ансамбля «Жемчужина» детской музыкальной школы Галине Колышевой за песню «Бессмертный полк». Эта песня, также как и «Ой, туманы мои, растуманы…» и «Огонёк», прозвучала на встрече в исполнении «Жемчужины» и её солистки Дианы Кулаги.

Не уехал из Ельни без подарка, отражающего символику города воинской славы, и Марк Некрасовский: сувенир-панораму ему вручила директор библиотеки Валентина Клиенкова. От имени читателей она сделала заявление:

— Как же сильна наша «Катюша», что её боятся все, кто ненавидит Россию. Но эту всепланетную песню не запретишь и не победишь, также как не победишь Россию! Её популярность будет только нарастать. «Катюша» – это не только муза Ельни, Смоленщины, но и всего мира. По официальным данным, её постоянно поют в 54 странах.

Это заявление было встречено овацией и массовым исполнением песни-легенды, песни-защитницы, песни-символа русской души — песни «Катюша» (стихи Михаила Исаковского, музыка Матвея Блантера)!

Соб. инф.

Фото Николая Чепурных.

Смоленская областная организация Союза писателей России выражает благодарность заместителю председателя Смоленской областной думы – Мартынову Николаю Николаевичу, оказавшему помощь с выделением транспорта для доставки участников «Исаковских встреч» в город Воинской Славы Ельню. Мероприятие имело ярко выраженную патриотическую направленность.

Далёкое – близкое

«…А смоленский вот он – я!»

В Смоленской областной универсальной научной библиотеке им. А.Т. Твардовского прошли традиционные – уже XVII – Твардовские чтения. В этом году Чтения были приурочены к трём памятным датам в творчестве нашего выдающегося поэта-земляка: 95-летию со дня публикации первой обзорной заметки (1927 г.) о Твардовском в газете «Юный товарищ» – «Творческий путь Александра Твардовского» и подборки его стихов; 90-летию публикации (1932 г.) повести «Дневник председателя колхоза»; 80-летию начала публикации (4 сентября 1942 г.) в газетном варианте «Книги про бойца» «Василий Тёркин» и выходу в свет в этом же году первого отдельного издания произведения, которое в дальнейшем будет издаваться супертиражами, а Василий Тёркин станет национальным литературным героем. В ходе Чтений их участники в своих докладах и сообщениях отметили также 75-летие (1947 г.) награждения поэмы «Дом у дороги» Сталинской премией второй степени и публикацию книги прозы «Родина и Чужбина», 35-летие публикации (1987 г.) поэмы «По праву памяти».

Гостем Чтений стал заведующий отделом абонента Луганской молодёжной библиотеки Марк Некрасовский, известный нашему читателю по изданной весной в Смоленске его книге «Кровавая пыль» (летопись войны). Тема выступления М.В. Некрасовского – «Образ врага в творчестве А.Т. Твардовского и поэтов ЛНР. Параллели». Марк Викторович участвует в Чтениях уже четвёртый раз, нынче в ранге председателя Луганской республиканской организации Союза писателей РФ им. В.И. Даля (на эту должность он избран 15 декабря с.г.).

Вместе с М.В. Некрасовским на пленарном заседании Чтений выступили профессор кафедры русского языка СмолГУ Людмила Смирнова («Свои и чужие» в поэме «Василий Тёркин») и доцент кафедры литературы и журналистики СмолГУ Оксана Новикова («А. Твардовский о М. Пришвине»).

На заседании секции № 2 с сообщением «Литобъединение «Слово» с малой родины А.Т. Твардовского» выступила член Союза писателей России, заслуженный учитель РФ Наталья Толбатова.

 По итогам заседаний в трёх секциях наиболее рейтинговыми стали доклады заслуженного учителя Российской Федерации из Починка Валентины Станкевич («Так много связано с Твардовским»), главного библиотекаря библиотеки СмолГУ Татьяны Самусёвой («Журнал «Русская словесность» об А.Т. Твардовском»), член-корреспондента Академии российской словесности (Москва) писателя Владимира Королёва («Векторы прозы в творчестве А.Т. Твардовского»), педагога Галины Гурченко, представлявшей ЛИТО «Родник» им. Ю.В. Пашкова («Афористичность творчества А.Т. Твардовского), профессора военного университета им. князя Александра Невского (Москва) Анны Науменко-Порохиной («Раннее творчество А.Т. Твардовского как важный этап становления поэта»), доктора филологических наук из Иванова Нины Ермолаевой («Толстой и Твардовский. На пути к эпосу»).

В ходе Чтений прошла презентация видеофильма, смонтированного по итогам проведения межрегиональной поэтической акции Читаем «Василия Тёркина вместе», собранного по материалам 102 роликов, присланных участниками акции в областную универсальную научную библиотеку им. А.Т. Твардовского.

Следующее масштабное мероприятие, посвящённое памяти и  творчеству Александра Твардовского, — культурологическая акция «Зима в Загорье» — намечена на конец января и пройдёт на малой родине поэта в Починковском районе.

 Соб. инф.

Фото Николая Чепурных.

Тираж – три экземпляра

Вышедший в конце ноября в cмоленском издательстве «Свиток» 21-й выпуск литературно-художественного альманаха «Под часами» Смоленского отделения Союза российских писателей можно считать изданием уникальным: его тираж составляет всего… три экземпляра.

Даже по нынешним временам, когда большие тиражи ушли в прошлое, подобное достойно Книги рекордов. Разумеется, отрицательных. Но что имеем, то и есть: денег на больший тираж на Смоленщине не нашлось. А потому пришлось изданию с весьма богатой и славной историей, имеющему в своём активе общероссийскую литературную награду – диплом форума «Золотой витязь» за продолжение и развитие традиций отечественной литературы, – отправляться в нелёгкое плавание на просторах интернета.

Прочитать опубликованные в нынешнем году на страницах альманаха «Под часами» поэзию и прозу можно на сайте НООБИБЛИОН библиотеки имени Кулибина (Омск). В ближайшее время его обещают выставить и на более известном многим любителям современной отечественной литературы «Журнальном мире».

Читать далее