Вечный Конёнков в вечном Смоленске

Музей Сергея Тимофеевича Конёнкова.

Пятьдесят белых стульев кажутся лишними в этом просторном помещении, где по периметру расставлены скульптуры великого ваятеля: Владимир Маяковский упирается соей громадой роста в потолок; художник Суриков размеренно шагает в только ему известном направлении с этюдником на плече; задумчивый Достоевский вынашивает в складках могучего лба новый роман; глашатай Ленин упирается призывной рукой в небо; «Читающий татарин» сидит, скрестив по-азиатски ноги, у него даже в наплывах бронзовых глаз видна хитринка весёлого народа и ещё – портреты, портреты, портреты  людей, творивших литературу и искусство России и Советского Союза. Великий художник, через мосластые руки которого прошли тонны глины и бронзы создал за свой титанический век почти тысячу работ, каждая из которых заставляет  мыслить и восхищаться.

На  семнадцатое заседание Литературной гостиной прибыли поэты и писатели, ученики смоленских школ, студенты худграфа СмолГУ, учащиеся художественной школы и работники культуры. Открывал мероприятие, по традиции, бессменный ведущий – Меньшов Сергей Григорьевич, работник музея-заповедника.

Когда он предоставил слово старшему научному сотруднику Тубен Любови Леонидовне, все поняли, что пришли не зря. Перед её рассказом померкли все интернетовские и книжные описания о гениальном ваятеле. За часовую экскурсию по залам музея Любовь Леонидовна смогла довести вековую жизнь Сергея Тимофеевича так   интересно, что каждый ощущал присутствие гения рядом с собой.

Десятиминутный фильм о Коненкове дополнил рассказ экскурсовода. Зрители окунулись в атмосферу мастерской

мастера, узнали о дружбе Сергея Тимофеевича с поэтами Есениным, Клычковым и Клюевым, и братских отношениях с поэтами–земляками Твардовским, Исаковским и Рыленковым.

Интересны были и выступления участников.

Елена Орлова, из  Союза российских писателей, прочла только что написанное стихотворение, посвящённое Коненкову:

…Жизнь пройдёт, и потомкам останется длинный сюжет

О разъездах, наградах, почёте и творческом трепете…

Тенью мастера – на могиле – автопортрет

И скамья для гостей – скорбный образ чёрного лебедя.

Казацкий поэт Павел Щепа, которому не понаслышке знакома работа с деревянной скульптурой, в молодости был замечен представителями культуры и приглашён на учёбу в мастерскую Конёнкова. Но непредвиденные обстоятельства не дали ему прикоснуться к занятиям с великим земляком.

Член Смоленской областной организации Союза писателей России, прозаик Крячун Александр сделал для зрителей неожиданное заявление, что «никто и никогда из художников не создаст своей главной работы.  Даже отдав себя главному детищу жизни – будет охота большего. Ведь если смог «это» – можно сделать ещё лучше. И начнутся муки исканий преодоления грани, за которой есть возможность создания более мощного, более проникновенного, более безумного и яркого. И опять вперёд, к следующей преграде – преодолеть…»[1].

Журналист и поэт Виктор Горяйнов, член Смоленской областной организации Союза писателей России, удивил слушателей рассказами о своём знакомстве с Сергеем Конёнковым.

Известный поэт, писатель и журналист, член правления Смоленской областной организации СП России Владимир Королёв, указал на неразрывную связь скульптора Конёнкова с российскими и советскими  писателями. Он поимённо назвал скульптурные портреты, находящихся в зале, перечисляя имена знаменитостей: Маяковский, Пушкин,  Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, и закончил своё выступление скоро написанными строками:

Легенды, бои, городища –

Самой здесь истории след.

Живи же мой Рославль не тыщу,

А тыщи, и тысячи лет…

Это стихотворение посвящено городу Рославлю, где установлен памятник Ростиславу, автором которого является смоленский скульптор Константин Куликов, которому Владимир Владимирович передал слово.

Константин Фёдорович, художник довольно известный за пределами Смоленщины, рассказал о своём профессиональном видении работ С. Т. Конёнкова. В конце своей речи поведал реальный случай от встречи смоленского скульптора Альберта Георгиевича Сергеева (который был  учителем Куликова) и великого Конёнкова: «Когда Конёнков создал модель памятника зодчему Фёдору Коню, Альберт Сергеев, посмотрев на скульптуру,  сказал:

      – Он сильно похож на Вас!

      – Конечно, ведь мы скульпторы – все КОНИ! – с улыбкой ответил мастер».

Закончилась встреча. Разошлись участники и зрители. В полумраке огромного зала остались скульптуры, в которых воплощена жизнь мыслителя и гения.

Александр КРЯЧУН.

Фото автора.

Крячун А.Д. Тропа. Смоленск. 2014. Повесть «Главная работа». Стр. 186-187.