… И серебро поэзии, и золото бабьего лета!

Интереснейшая встреча с творчеством поэта Серебряного века Сергея Клычкова (1889 — 1937), писавшего ещё и сказовую прозу (три романа!), соратника С. А. Есенина, состоялась на расширенном заседании литобъединения «Родник» им. Ю. В. Пашкова в Смоленской областной универсальной научной библиотеке им. А. Т. Твардовского.

Главной особенностью мероприятия стало участие в нём внучки поэта  — Татьяны Тихоновой-Клычковой (Москва), литературоведа, и её коллеги, поэта Ирины Алексеевой, возглавляющей ЛИТО «Яблочный Спас» в подмосковном городе Запрудня.  Обе они являются членами комиссии по творческому наследию Сергея Клычкова при Институте мировой литературы.

В ходе встречи её участники просмотрели фильм от телеканала «Культура»  «Человек с планеты журавлей», узнали подробности биографии и творчества поэта и, конечно же, читали  стихи Сергея Антоновича.

На вечере, который вела руководитель «Родника» член Союза писателей России  автор-исполнитель Любовь Сердечная, показавшая две своих песни на стихи  Ирины Алексеевой, выступили  члены ЛИТО  Наталья Исаенкова и Марина Сёмина, доцент СмолГУ Оксана  Новикова.

Органично вписалось в контекст  мероприятия стихотворение «Поэты и Сталин. Тридцатые годы»,  которое продекламировал автор — Владимир Королёв, член правления Смоленской областной организации Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии им. М. А. Булгакова.

Гости подарили библиотеке две книги: С. Клычков «Я прожил жизнь свою колдуя…» и «Сергей Антонович Клычков.1889 — 1937: исследования и материалы по итогам международной научной конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения С. А. Клычкова».

В этот же великолепный день золотой смоленской осени, 17 октября, Татьна Тихонова-Клычкова и Ирина Алексеева побывали в имении  княгини — покровительницы икусств М. К. Тенишевой во Флёнове, у  храма Святого Духа.

  

На экскурсии их сопровождали и давали пояснения  писатели Николай Чепурных и Владимир  Королёв.

Информацию о литературном вечере, посвящённом С. А. Клычкову, см. также на сайтах «Смоленской народной газеты» и библиотеки им. А. Т. Твардовского.

Соб. инф.

Фото Екатерины ЧЕПУРНЫХ.

 

Несколько слов в продолжение…

 Поэт Сергей Клычков был дружен не только с Сергеем Есениным, другими собратьями по перу, многим их которых выпала трагическая доля, в том числе и самому Сергею Антоновичу Антоновичу, он также был близок с нашим великим земляком – Сергеем Тимофеевичем Конёнковым.

Когда мы бродили по Флёново, где Т. В. Тихонова-Клычкова давно мечтала побывать (о княгине М. К. Тенишевой она много читала, знает), или посещали древние смоленские храмы, смоленскую набережную с памятником Крестителю Руси – святому равноапостольному великому князю Владимиру, Мемориальный комплекс «Катынь»,  то, беседуя на самые разные темы, я, конечно, не мог не поинтересоваться какими-либо сведениями, имеющими отношение к знаменитому  ее деду.

Сотрудник, который помог Татьяне Викторовне познакомиться с «делом» С. А. Клычкова (кстати сказать, это деревенское прозвище семьи, использовавшееся и как псевдоним поэта; наст. Лешенков), предупредил ее, чтобы две отдельные папки, запечатанные печатью, она ни в коем случае не открывала. А вы не поинтересовались у следователя: что содержится в этих папках – спросил я Татьяну Викторовну. Поинтересовалась – ответила она. В одной папке содержится информация о том человеке (людях), кто составил на поэта ложный донос, а в другой – кого назвал он сам, уже в процессе следствия.

Дело в том, что последнее было сделано под физическим воздействием на поэта; по этой же причине он признал свою вину, которой не существовало. А обвинен С. А. Клычков был «в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 19-58-8 и 58-11 УК РСФСР» (цитирую по «Протоколу закрытого судебного заседания Военной Коллегии Верхсуда Союза ССР» 8 октября 1937 г., копия которого имеется на сайте, посвященном С. А. Клычкову, в рубрике «Документы»). Поэта обвиняли в том, что «начиная с 1929 года он являлся активным участником контр-революционной организации «Трудовая крестьянская партия» и принимал участие в к-рев. сборищах этой организации, на которых обсуждались вопросы террористической борьбы против руководителей ВКП(б) и Советского правительства. Одновременно Клычков в 193…» (далее текст из «Приговора» 8 октября 1937 г. обрывается).

Решением Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР от 20  августа 1956 г. № 4и-010448/56 –

«Дело по обвинению Клычкова Сергея Антоновича пересмотрено Военной Коллегией Верховного Суда СССР 25 июля 1956 года.

Приговор Военной Коллегии от 8 октября 1937 года в отношении Клычкова С. А. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело за отсутствием состава преступления прекращено.

Клычков С. А. реабилитирован посмертно».

Похоронен поэт на Донском кладбище Москвы. Где именно – неизвестно. В периоды массовых расстрелов невинных людей, составлявших цвет и гордость страны, – на кладбище в полную силу работала печь, в которой сжигали тела убиенных. Когда мощности печи не хватало ( ! ), тела сбрасывали в ров и засыпали землей.

Когда родственникам жертв репрессий разрешили ставить на кладбищенской земле таблички с именами казненных, рассказала Татьяна Викторовна, мы сделали такую скромную табличку. Со временем табличек становилось все больше и больше и уже трудно было отыскать – с именем С. А. Клычкова. В конце концов, они добились разрешения на получение небольшого куска земли, где своими силами поставили поэту памятник.

Нерукотворный же памятник поэт воздвиг себе своим творчеством.

Николай ЧЕПУРНЫХ.

 


Сергей КЛЫЧКОВ

 * * *

Ты умирать сбираешься так скоро,

И я с тревогой слушаю тебя.

Страшусь я смерти, как ночного вора,

Во всех, во всём златую жизнь любя.

 

И жду я, – вот в ночи придёт громила

С отмычкою от тела и души,

И смеркнет облик дорогой и милый,

И я остануся один в тиши.

 

Меж тем, глянь, утром против на погосте,

Как в молоке, в цвету плывут кусты,

И гонят из-за них лихую гостью

Руками распростёртыми кресты.

<1922>

* * *

Меня раздели донага

И достоверной были

На лбу приделали рога

И хвост гвоздем прибили…

 

Пух из подушки растрясли

И вываляли в дегте,

И у меня вдруг отросли

И в самом деле когти…

 

И вот я с парою клешней

Теперь в чертей не верю,

Узнав, что человек страшней

И злей любого зверя…

<1929>

* * *

Крикливы и прожорливы вороны,

И по-лесному вежливы дрозды,

И шагу без глубокого поклона

Не сделают грачи у борозды…

 

Нет ничего красивее оборок

И подвенечных платьев голубей;

Сова сонлива, ястреб быстр и зорок,

Пуглив, как мелкий жулик, воробей…

 

Имеет признак каждое творенье:

Заливист соловей, и робок чиж…

Откуда же такое удивленье,

С каким ты на меня всегда глядишь?.

<1929>

 

 

* * *

Года мои, под вечер на закате

Вздымаясь в грузной памяти со дна,

Стоят теперь, как межевые знаки,

И жизнь, как чаща с просека, видна.

 

Мне сорок лет, а я живу на средства,

Что не всегда приносят мне стихи,

А ведь мои товарищи по детству —

Сапожники, торговцы, пастухи!

 

У них прошла по строгому укладу,

В трудах, всё та же вереница лет:

Им даром счастья моего не надо,

А горя моего у них же нет?!

 

Для них во всем иные смысл и сроки

И уж куда нужней, важней дратва,

Чем рифмами украшенные строки,

Расшитые узорами слова…

 

А я за полное обмана слово,

За слово, всё ж кидающее в дрожь,

Всё б начал вновь и отдал бы всё снова

За светлую и радостную ложь…

<1929>

 

 

* * *

До слез любя страну родную

С ее простором зеленей,

Я прожил жизнь свою, колдуя

И плача песнею над ней.

 

В сторожкой робости улыбок,

В нахмуренности тяжких век

Я видел, как убог и хлибок,

Как черен русский человек.

 

С жестокой и суровой плотью,

С душой, укрытой на запор,

Сберег он от веков лохмотья,

Да синий взор свой, да топор.

 

Уклад принес он из берлоги,

В привычках перенял он рысь,

И долго думал он о Боге,

Повечеру нахмурясь ввысь.

 

В ночи ж, страшась болотных пугал,

Засов приладив на двери,

Повесил он икону в угол

В напоминание зари.

 

В напоминание и память

О том, что изначальный свет

Пролит был щедро над полями,

Ему же и кончины нет.

 

И пусть зовут меня каликой,

Пусть высмеет меня юнец

За складки пасмурного лика,

За черный в копоти венец,

 

И часто пусть теперь с божницы

Свисает жидкий хвост узды,

Не тот же ль синий свет ложится

На половицы от звезды?!

 

Не так же ль к избяному брусу

Плывет, осиливши испуг,

Как венчик, выброшенный в мусор,

Луны печальный полукруг?!

 

А разве луч, поникший с неба,

Не древний колос из зерна?..

Черней, черней мужичьи хлебы,

И ночь предвечная черна…

 

И мир давно бы стал пустыней,

Когда б невидимо для нас

Не слит был этот сполох синий

Глаз ночи и мужичьих глаз!

 

И в этом сполохе зарницы,

Быть может, облетая мир,

На славу вызорят пшеницу

Для всех, кто был убог и сир.

 

И сядем мы в нетленных схимах,

Все, кто от века наг и нищ,

Вкусить щедрот неистощимых,

Взошедших с древних пепелищ.

 

Вот потому я Русь и славлю

И в срок готов приять и снесть

И глупый смех, и злую травлю,

И гибели лихую весть!

<1930>