Протоиерей Михаил Горовой
Проповедь в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца
Верхне-Георгиевская церковь, 2015 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Пасха – это победа Господа над смертью, грехом и диаволом. Но эта победа должна стать и нашей победой, победой над грехом, который удаляет нас от Бога и друг от друга. Воскресение Христово является залогом общего воскресения. Священное Писание учит: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 42-44). Поэтому воскресение Христово – это и наше с вами воскресение. Мы, христиане, живём эсхатологической надеждой, что после общего воскресения из мёртвых восстанет новое небо и новая земля, где будет обитать правда Божия. Своим Воскресением Христос открыл дверь в жизнь вечную, но для того, чтобы войти туда и стать наследниками вечной жизни, нам требуется постоянно трудиться, усваивая спасительные плоды этого Воскресения.
Свидетелями Воскресения Христова на протяжении всей истории христианства были люди, которых мы называем святыми. Среди них мученики, исповедники, святители, Христа ради юродивые, монашествующие и простые труженики. Всей своей жизнью они возвещали миру пасхальную радость и свет Воскресения Христова. И одним из представителей этой плеяды подвижников христианского благочестия был тот, память которого мы сегодня пришли почтить: это святой великомученик Георгий Победоносец.
Георгий жил в III веке, когда Церковь Христова ещё была гонима. Он был воином и служил в Римской армии, достигнув офицерского чина. Отличался мужеством, героизмом, в боях часто достигал побед, за что и был назван Победоносцем. Но вот пришёл к власти император Диоклетиан. Язычник по своим взглядам, он пытался на основе этого мировоззрения объединить народ в своём государстве. Как известно, язычники – это люди, которые, не знают истинного Бога, имеют о Нём ложное представление.
Они отождествили Бога с природой, поклонялись светилам Земли и явлениям природы и даже обожествляли человека.
И вот на таком мировоззрении строилась политика императора, стремившегося создать могущественную империю. Как офицер армии, Георгий видел, что языческое мировоззрение не преуспевало ни в общественной, ни в семейной, ни в нравственной, ни в государственной жизни. С его точки зрения как христианина, язычество было несостоятельно уже потому, что оно изобрело ложных богов, а на лжи не построишь счастья. В данном вопросе Георгий не был согласен с политикой императорской власти. Но это было время, совершенно не сравнимое с нашим временем, когда мы можем спокойно посещать храм Божий, воспитывать в христианской вере своих детей и внуков, приводить их на службу и беспрепятственно исповедовать свои взгляды.
В эпоху Георгия Победоносца императорская власть была нетерпима к инакомыслию, и когда количество христиан в Римской империи стало умножаться, император дрогнул: он испугался за свой трон, за свою власть и издал эдикт, предписывающий начать привлечение христиан к ответственности. Ясно, что при императорском дворе знали и о Георгии, и о том, какие взгляды он исповедует. Георгий предстал перед императором и засвидетельствовал не только истину своей веры, но и указал ему на несостоятельность языческого мировоззрения. Императору только это и требовалось. Он прямо сказал Георгию, чтобы тот сделал свой выбор. И как Христа на заре христианства в иудейской пустыне диавол искушал властью, богатством и славой, так и Георгий Победоносец встретил в своей жизни подобное искушение: ему также предложили и славу, и власть, и богатство. Однако существуют такие ценности, которые невозможно променять ни на славу, ни на богатство, ни на власть. Для Георгия Победоносца такой ценностью была вера в истинного Бога, и свою преданность христианскому идеалу он засвидетельствовал тем, что принял мученический венец. Но прошли годы – более семнадцати столетий, а память о великомученике жива. В Слове Божием прямо говорится: «Праведники живут вовеки (то есть вечно), и слава их не померкнет никогда». И ежегодно в православной Церкви празднуется день памяти святого великомученика Георгия Победоносца.
Сквозь пласт веков ярким пасхальным озарением сияет его светлый образ, образ мужества, героизма, преданности Богу и людям.
В настоящее время образ Георгия Победоносца является символом верности воинскому долгу, символом непобедимости и несокрушимости духа нашего воинства. В этом году наш народ празднует 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, и в этом отношении необходимо сказать, что подвиг Георгия Победоносца, как свидетельство верности своему народу и своей вере, осуществили в этой войне множество наших воинов.
В жизни и подвигах Георгия Победоносца со всей полнотой воплотился феномен святости, а святость – это красота и слава Церкви, это свидетельство присутствия Бога в нашем мире. Примеры святости останутся образцами для подражания нашим потомкам. И сегодня, отмечая день памяти великомученика Георгия, мы славим Господа, который даровал ему силу духа и силу веры пройти через те испытания, которые были необходимы для будущего торжества нашей веры. Нет, не напрасно принял мученическую смерть Георгий Победоносец. Он погиб для того, чтобы наступило время свободы, для того, чтобы засвидетельствовать, что порой бывают такие времена, когда в Царство Бога можно войти лишь единственным путём – через Голгофу к Воскресению.
Аминь.