Век и величие Российской армии

Этот зал на втором этаже музея Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г., наверное, никогда не видел столько воинских наград. Кресты и звёзды за витражным стеклом будто перекликались с блеском орденов и медалей на парадных кителях и гражданских одеждах зрителей и участников пятого  заседания Литературной гостиной под названием «Есть такая профессия – Родину защищать!».

Нелёгкую миссию взвалил на свои полковничьи плечи ведущий  — Меньшов Сергей Григорьевич. За два часа заседания нужно было вместить сто великих лет   героической истории Красной-Советской-Российской Армии. Нужно было пройти путь от сабельного звона и тачанок Гражданской войны до ракетных комплексов «тополей» и «сатаны», приводящих в ужас закордонных недругов.

Перед глазами зрителей импровизированный стенд Рейхстага с выцарапанными на нём приветствиями от русских солдат, которые почти четыре года шли к этим стенам, будто прилежные ученики к классной доске, чтобы поставить жирный восклицательный знак под этой Великой эпитафией, заставив весь мир уважать русского солдата.  «Мы пришли сюда, чтобы вы к нам больше не ходили!» — так доступно и понятно написал солдат Ивченко, обращаясь к вершителям закулисной возни и пророкам холодных войн.

Но всё равно тянутся лапы со всех сторон на богатства российские, и кладут головы русские парни на чужих землях за покой России и других народов. Встаёт зал и в тишине минутой молчания поминают последних героев России: Александра Прохоренко и Романа Филипова.  Время отсчитывает минуты. Кто знает, сколько пуль и осколков за одну секунду попадут в цель, и когда перестанет биться ещё одно сердце  мальчишки, вырвав из материнской груди вопль потери.

На экране монитора мелькают кадры художественных фильмов «Офицеры», «Александр Невский», «Осада», «Адмирал Ушаков», «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие». Эти фильмы, к сожалению, редко показывают по Центральному телевидению. Вот такое кино должны видеть  подростки, а не безликие, типа «Человек-паук» и ему подобный ширпотреб.

– Природой не предусмотрено, чтобы женщины воевали, но они пошли наперекор ей, – говорит Сергей Григорьевич и вручает цветы удивительной женщине Ангелине  Игнатьевне Маклецовой, участнице трёх войн.

Потом через микрофон проходят офицеры, ветераны  Советской и Российской Армии, участники военных конфликтов в Корее, Венгрии, Афганистане, Чечне. Они рассказывают о неизвестных подвигах смолян, скорбно перечисляют потери, которые не приводились в общедоступных сводках. Автор данной статьи однажды уже говорил, и не перестанет повторять: «Если объявить минуту молчания по каждому погибшему Советскому и Российскому солдату – весь мир погрузится в тишину более чем на 50 (пятьдесят) лет!»

Говорят мало, но чётко, по-военному: генерал Вовченко В.В., полковники Карагулаков А.Ф., Петроченков В.Н., Миронов Б.Д., подполковник Лосев А.Б., майор Лищук П.Д..  Они вспоминают об Армии, рассказывая о её модернизации, ускорении и о той неотвратимой мощи, которую она содержит. И диву даёшься, узнав, что одно соединение стратегических ракет может уничтожить целое огромное государство…

Не все выступающие блистали красноречием, не привыкли солдаты к трибунам и сценам. Скоротечные воспоминания участников войн сменяются пластичным танцем «Журавли» в исполнении студии «Орион» Политехнического техникума. Тонкие девичьи фигуры под музыку Френкеля, будто срываются в небо и, оставляя печаль на Земле, уходят в вечную память, которую мы должны хранить.

Два ученика из школы № 29, одетые в военные гимнастёрки новобранцев 1941 года, разыгрывают сценку. Никита Гаврилов играет Александра Трифоновича Твардовского, а  Дмитрий Гаврилов – героя его поэмы Василия Тёркина. И с болью думаешь, что такие мальчишки, которые  устилали своими разорванными телами поля и дороги России, чтобы не пустить врага вглубь земли русской.

Отрывает от далёких дум ансамбль «Смоленские мужики». Солистка Лидия Потапова задорно исполняет песню «Парень молодец». Ей вторят неумирающей никогда «Смуглянкой» – Юрий Ермаков и Владимир Бобрицкий. Песня ломается о музейные витрины, отражается от потолка и захватывает всех общим накалом сосредоточенности.

Выходит председатель правления Смоленской областной организации Союза писателей России Олег Дорогань. Десятки лет, отданные им Вооружённым силам, как никому дают право говорить об Армии своими стихами. Он читает произведение, посвящённое самой распространённой и уважаемой муаровой ленте – Георгиевской:

…Стала в боях эта лента прогорклою,

Кажется в пальцах бойцов удалых

Мёбиус ленточку эту восьмёркою

Крутит, чтоб к вечности вывести их…

В зале тесно. Молодое поколение из клуба юных казаков «Пластун», юнармейцы, студенты и школьники стоят позади сидящих ветеранов. В дверях толпятся опоздавшие зрители, но никто не двигается, не ропщет, не жалуется на усталость. Интерес возрастает, когда к микрофону выходит казачий поэт, подъесаул Павел Щепа. Ведущий встречи, Сергей Григорьевич, как бы мимолётно, вспоминает  его четверостишие, довольно метко показывающее жизнь казаков:

Казачёнок лишь родился,

Титьку мамкину сосёт,

А в канцелярии столичной –

Уж взят на воинский учёт!

Павел Анатольевич рассказал о казачьем движении в России и под конец, со словами: «Храни Вас Бог!», перекрестил всех. Сколько здесь  вложенного  могучего христианского смысла! Но русские воины всегда воевали одинаково храбро и под крестом, и под звездой!

Пётр Привалов, исследователь жизни А. Т. Твардовского, рассказал, как простой крестьянский поэт перевоплотился в «певца Красной Армии» и привёл в пример несколько писем поэта с фронта.

Если кто-то и почувствовал усталость после двухчасовой встречи, то ансамбль «Смоленские мужики» своим задором необузданных скоморохов, снял напряжение. Встреча закончилась общим исполнением песни «Катюша».

 

         Александр КРЯЧУН. Фото Николая ЧЕПУРНЫХ.