«В шинелях не по росту шла юность на войну…»

На висках – седина,
На лице – сумрак лет.
Ранит память война,
Тот кровавый рассвет,
Когда небо в огне,
А земля – долгий стон…
Скорбь и горечь во мне,
Павшим – низкий поклон.

Так Мила Клявина, смоленский писатель и поэт, член Союза писателей России, член Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского) начинает свой урок мужества и патриотизма для школьников города в ознаменование 76-й годовщины освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. В 16-й, 26-й и 17-й школах вместе с руководителем «Литературной гостиной в музее» С.Г. Меньшовым и другими поэтами. А в МБУ СОШ № 2 её стихи о войне звучат в сольном исполнении несколько уроков для седьмых и девятых классов. Стихи со слезами на глазах, причём, как у самого автора, так и у слушателей – учеников и учителей.
Две книги были представлены Милой Клявиной на этих встречах: «Из звуков Вселенной я песню слагаю» и «За счастье жить судьбу благодарю». За подборку военных стихов в 2017 году в седьмом международном литературном конкурсе, посвящённом памяти писателя К.М. Симонова, Мила Клявина была награждена дипломом за третье место. А в 2019 году её творчество было оценено званием лауреата литературной премии Смоленской епархии в номинации «Поэзия».
Очень трудно писать о войне тем, кто родился спустя десятилетия после тех страшных грозовых событий. Но с каждым годом всё меньше остаётся ветеранов, участников Великой Отечественной войны, которые могли бы рассказать молодёжи о том времени, когда
«…И небо плакало кровавыми слезами,
И раздвигалась бездна под ногами,
И жуткий страх нельзя прикрыть рукой…»
   И тогда на встречу с подростками спешат поэты, чтобы донести до юных сердец свои душевные переживания, обнажить чувства и боль за страдания своей Родины, когда «жестокий монстр войны – дракон стоглавый плевался смертью, солнце пряча в тень», когда «… горят расстрелянные хаты и кровью заливается земля», когда «…тянулся, множась, беженцев поток, в фашистский плен их вёл фашист проклятый, свободу жизни пережав глоток», когда «…сколько их – молодых парней полегло в огне той войны, чтоб сберечь жизнь своей страны», а «…над телом сына бьётся мать в слезах, и детские могилки встали рядом».
Да, «бездыханно сердце у войны, нет в нём состраданья и любви…»
Мила Клявина умеет донести до слушателей каждое слово своих стихов так чувственно, так проникновенно при полной тишине класса, что затаённость дыхания и взволнованность сердец делают их сопричастными не только с автором, но и с теми историческими событиями Великой Отечественной, оживляя своим воображением картины боя, «где смерть косила молодых и старых», как «в шинелях не по росту шла юность на войну», как мальчики и девочки шагали «с юности в бессмертье с клятвой на крови». И нет большего горя для нашей Родины, и для нас, живущих, как оплакивать тринадцать миллионов детских жизней, «сгоревших в адском пламени войны», не познавших радости и счастья мирного времени, не доучившихся и не ставших врачами, учителями, изобретателями, не испытавших любви и семейного тепла… И нет большей благодарности и памяти у нашей Родины, как гордиться и славить геройские подвиги детей, кто в тылу и на поле боя наряду со взрослыми приближал день Победы и не щадил своих жизней во имя свободы и счастья будущих поколений.
«О, сколько их, мальцов осиротевших,
За Родину готовых жизнь отдать –
Бесстрашных и заметно повзрослевших –
Мир будет благодарно вспоминать».
А потом разговор переходит на нынешнее, казалось бы, спокойное мирное время, но «…Украина корчится в огне, вновь гибнут люди и горят селенья…» А ведь многие из тех, кто вновь разжигает пожар новых войн, родился уже в мирное, послепобедное время.
«Забыты оловянные солдаты, –
Мальчишки выросли, но страсть осталась.
Сменились игровые автоматы
На боевые, позабыв про жалость.
Каким же надо было стать уродом,
Чтоб поливать огнём свою планету!
И власть свою навязывать народам,
И кровь детей разбрызгивать по свету…»
Нельзя забывать зверства фашистов и всю трагедию Великой Отечественной войны, но и нельзя растить новых убийц, жестоких и беспощадных. Такие уроки патриотизма нужно проводить в школах постоянно, хотя бы два раза в год: в сентябре – в ознаменование освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков и в победный май, вовлекая в разговор учеников с пятого по одиннадцатый класс и воспитывая в них чувства сострадания, боли, переживания за новую угрозу миру и святой любви к Родине.
И в конце встречи – стихотворение о Смоленске – любовь автора к своему городу-герою и гордость за мужество и неоценимый вклад в героическую победу Великой Отечественной войны.

Ты отдан был на поруганье
В далёкий грозный час войны.
Смоленск! Смоленск! Мое признанье
Тебе – хранитель старины!

Ты отстоял свою свободу,
Сумел в крови с коленей встать,
Не суйся, враг, не зная броду,
Мы сможем город отстоять.

Пусть полегло в земле немало
Отчаянных твоих бойцов,
Пусть нам хвалиться не пристало,
Но подвиг дедов и отцов

Навек в истории хранится.
И помнить будем мы всегда
Твои, Смоленск, родные лица,
Твои священные года.

Но если мать-Россия снова
В бой праведный нас поведёт,
С молитвой в сердце Божье слово
Святую Русь не подведёт.
С. Данилюк.