«Быть не столько бытописателем, сколько бытиеписателем»

ДОРОГАНЬ Олег Иванович

Председатель правления Смоленской областной организации

Союза писателей России,

Секретарь Союза писателей России,

Лауреат литературной премии им. А. Т. Твардовского, премии Эдуарда Володина «Имперская культура», премии им. Н. И. Рыленкова, премии  Смоленской епархии.

Поэт, эссеист, литературный критик.

(Беседа с О. И. Дорогань накануне 95-летия Смоленской писательской организации)

— Олег Иванович, начну нашу беседу, оттолкнувшись от интервью 10-летней давности – с тогдашним руководителем Смоленской областной организации Союза писателей России Виктором Петровичем Смирновым (ныне, к глубокой нашей грусти, покойным), в котором он очень хорошо отзывается о Вас. Отвечая на один из моих вопросов, Виктор Петрович сказал: «Вообще, как мне кажется, каждый настоящий художник ходит по лезвию ножа. И бездна его притягивает, как магнит. Спасение – в незыблемой вере. В бессонном творчестве. В тихой молитве. Над нами всеми – отеческое Господнее око. И – добрая Божья длань. Кстати, одну из статей обо мне наш смоленский замечательный поэт и критик Олег Дорогань озаглавил совершенно потрясающе: «Жизнь на земле и есть разлука с Богом». Не правда ли – жуткое и такое великое прозрение посетило нашего с тобой, Николай, собрата по перу? Даже зависть берет!»

В связи с этим, хотел бы Вас спросить: сегодня, спустя 10 лет, как Вы сами относитесь к этому своему прозрению? Какой посыл из него должен вынести, может быть, не столь искушенный в таких «тонких материях» – читатель?

— Уважаемый Николай Николаевич, честно говоря, я не любитель давать интервью. Тем более, что их сегодня берут в основном люди, далёкие от наших проблем, но желающие «пропиариться» на них.

С вами мы давно знакомы и я уверен, что вы хорошо знаете и болеете проблемами нашей писательской организации, неравнодушны к ним, поэтому я всё-таки постараюсь ответить на ваши вопросы.

Да, к величайшей нашей грусти и скорби, два года тому назад не стало поэта Виктора Петровича Смирнова, у которого мы долго учились, ценили и ценим, чтили и чтим его. И оказалось, что словно бы заглох казавшийся вечным ручей его таланта, той поэтической его составляющей, которая долго держала в тонусе литературно-художественное поле литературы Смоленщины. Сегодня всё очевиднее, что среди его ровесников и сверстников здесь, на Смоленщине, ему не было равных. Впрочем, это явно ощущали и они сами, и, что греха таить, плели интриги, не давали обрести ему гармонию и, по его словам, «выклёвывали из души золотые зёрна». Такие вот «тонкие материи»…

Как-то Виктор Петрович пожаловался мне, что ему, де, твердят, что в стихах у него, особенно, в последних, что-то много тёмного, даже что-то есть от лукавого. Я, хорошо прочитав его трёхтомник, изданный Академией Поэзии, под редакцией Валентина Устинова, попытался успокоить его, сказав, что душа поэта, по определению, это поле битвы светлых и тёмных сил. А стихи его как раз и отражают эту битву, где иногда тёмное берёт верх над светлым, особенно, в земных пределах, где законы физики значительнее законов метафизики, то есть духовности и всего того, что с ней связано. Однако даже внешне стихи его светятся светом, и сам поэт всегда умел найти и расставить в них слова. А поэзия, как кто-то уже сказал, наилучшие слова, расставленные в наилучшем порядке. Этого принципа Виктор Смирнов и придерживался и нам передавал этот поэтический эстетический идеал.

— Приближается шестилетний срок Вашего пребывания в должности председателя правления Смоленской областной организации Союза писателей России. Какими вехами отмечен этот – предполагаю, что непростой – период для организации и лично для Вас?

— Трудно ответить на этот вопрос положительно, в том плане, что с каждым годом становится нашей организации всё труднее. Она, старейшая наша писательская организация, фактически брошена на выживание, субсидирование год из года тает, как снежный ком, и его ни на что не хватает. Ни на обеспечение уставной деятельности, ни на выпуск печатных изданий и коллективных сборников, ни книг лучших наших авторов, ни на аренду помещения, где исторически сложился писательский штаб организации. Я знаю, что у вас, Николай Николаевич, готово историческое исследование из нескольких томов о нашей Смоленской организации, в 1924 году созданной великим поэтом-песенником М. В. Исаковским. Однако поиск средств на выпуск этого издания в нашей организации крайне проблематичен. Сейчас только спонсоры, или как их раньше называли – меценаты, могут оказать реальную материальную помощь в издании книг. Конечно, такие нехватки издательских средств не могут создать нормального морально-психологического климата в организации. Приходится уповать на здравомыслие самих писателей, и большинство из них понимает, что от нынешнего времени манны небесной для писательских сообществ и каждого писателя в отдельности ожидать не приходится, тем более, что их теперь стало слишком много, включая всяческие интернет-сообщества. Однако любую обиду каждого члена нашей организации я принимаю на свой счёт.

А ведь ко мне обращаются не только члены нашей организации, но и многие другие, кто хоть что-то написал, да ещё и книжку издал. И я оказываюсь вроде как виноват в том, что их не принимаю в члены нашей организации. И не всегда позволяет душевная деликатность сказать, что у них не хватило таланта для того, чтобы меня удивить и убедить, и что много ещё надо им для того, чтобы стать достойными для приёма в члены СП России,

С одной стороны, хорошо, что в нашей многонациональной и многолюдной стране много талантов. С другой стороны, рост всяческих творческих сообществ и группировок, а также авторов низкопробного плана, к сожалению, нивелирует звание писателя, в том числе того, кто входит в ведущий писательский творческий союз – Союз писателей России. А ведь каждый из нас, членов Союза писателей России, прошёл определённый экзамен при вступлении, был оценён, рецензирован и принят на приёмной комиссии, куда вошло более двух десятков самых авторитетных писателей России.

И фактор финансового урезания был бы не так страшен, если бы продолжалось полноценное финансирование творческого труда настоящих писателей, издание и распространение их книг, как это было в советское время. Но так же, как некогда церковь была отделена от государства, так и теперь обстоит дело с писательским союзом.

Вот и я в течение пяти лет, наверное, как никто другой среди членов нашей организации, испытываю разрыв между некогда реальным и ныне недействительным. Государственный статус писательского творческого союза сведён на уровень НКО – некоммерческой общественной организации, отсюда всё и идёт.

Но, несмотря ни на что, наша творческая организация, «эта пресволочнейшая штуковина», «существует и ни в зуб ногой», если вспомнить слова В. Маяковского. Мы отметили 90-летие со дня создания Смоленской писательской организации, и вот уже в следующем году будет 95, а там не за горами и 100-летие.

— Если окинуть взором творчество наших коллег – какая получится палитра? Каких красок в ней больше: ярких и сочных, средних тонов, или, может быть, бледных? Наверное, на этот вопрос Вам проще ответить – с позиции литературного критика?

— Да, творчество наших коллег неоднородно: есть и яркие имена, и произведения у них с художественно сочными тонами, но есть и серые, не выделяющиеся среди остальных. Я иногда говорю: кто ярче горит, тот раньше сгорает. Или ещё так: яркие рано сгорают, серые долго коптят. Но о серых авторах не буду. Во всяком случае, самым не серым был как раз Виктор Смирнов. Хочу назвать ярких прозаиков: среди старейшин – Евгений Алфимов и Николай Чугунков-Кривич, среди тех, кто идёт за ними след в след по яркости и значительности, – Александр Крячун, Александр Муровицкий, а из женщин Татьяна Харитонова.

Ярко разгорелся талант Милы Клявиной – она и прозаик, и поэт, хоть стихи стала писать сравнительно недавно.

Есть у нас и яркий драматург – Ольга Сергеева, чья пьеса «Башня Веселуха» долго не сходила с подмостков смоленской сцены.

Среди поэтов абсолютно ярких называть не берусь, однако отрадно, что у всех членов нашей организации есть яркие стихи, у кого-то их больше, у кого-то меньше.

К сожалению, мало на Смоленщине добротных прозаиков и многовато пишущих стихи. При таком обстоятельстве, что у нас более полусотни членов СП, большинство из них поэты. А если взять, сколько на Смоленщине в избытке пишущих и издающих свои книги, то можно констатировать, что их несколько сотен, и тоже в основном поэты и поэтессы. Но вряд ли для организации приобретением станут средне пишущие самодеятельные авторы. И мораторий на приём в члены СП России помогает не заполонять нашу организацию «талантливой» серостью, то бишь посредственностью. Впрочем, для талантливой творческой молодёжи (до 35 лет, в исключительных случаях – до 40) моратория у нас нет.

— Вообще, знаете, о чем я хотел Вас спросить? Председатель Смоленского отделения Союза российских писателей Владимир Макаренков, выступая года два назад в одной из передач на канале СГУ, которые ведет известный поэт, бард, прозаик Алексей Витаков, сказал, что после А. Твардовского, М. Исаковского, Н. Рыленкова – он не может назвать ни одного достойного имени из числа смоленских поэтов. Получается, что за сорок пять лет на Смоленщине не появилось ни одного талантливого автора? Я, вот, до сих пор хожу под впечатлением услышанного. Хотелось бы узнать Ваше мнение…

— Знаете, во-первых, считаю этот вопрос некорректным. А во-вторых, если уж отвечать на него, будучи прижатым к стенке, то я поставил бы Виктора Смирнова четвёртым, что я и сделал, в кабинете организации повесив его портрет к портретам наших трёх классиков смоленской поэтической школы.

 — Как известно, творческие люди – народ чувствительный, эмоциональный, иногда даже – сверх эмоциональный! И Вам, как руководителю приходится, в той или иной мере, эти эмоции принимать в себя, впитывать, как впитывает воду губка. Насколько трудно – психологически, да и в физическом плане – все это в себе переваривать, реагировать на подобные душевные порывы своих коллег?

— Да, действительно, это всё так. Но только человек такого же, как вы отметили, склада – эмоциональный, творчески ищущий, с вечным чувством самокритичности, неудовлетворённости – может вобрать в себя всё то, о чём вы так прицельно точно сказали. Но я люблю всем повторять: мы должны позиционировать позитив, делать опору на положительное, негатива и без того в избытке в окружающей нас действительности. Если ещё и мы будем отравлять вокруг себя пространство, физическое и метафизическое, нарушать духовную экологию, то грош нам всем цена.

 — Олег Иванович! Вот, мы говорим с Вами о высоком, духовном, о поэзии, а подспудно думается и о вполне земных, или приземленных вещах, от которых нам, к сожалению, никуда не деться. Конечно же, речь, в  первую очередь, идет о том месте, где мы с Вами находимся – месте, где располагается наша писательская организация, где-то с 1954 года. Здесь бывали Исаковский, Твардовским, а Николай Иванович Рыленков много лет проработал председателем Смоленской писательской организации. И, вот, уже в течение ряда над организацией висит Дамоклов меч, то есть угроза выселения – за несвоевременную оплату аренды помещения – все ведь теперь в частных руках… Какие Вы, в этом смысле, видите перспективы, если они, вообще, есть…

— А у меня другая информация: штаб нашей организации располагался здесь именно с 1924 года. Почитайте у Ю. Пашкова: здесь на чердаке М. В. Исаковский оставлял ночевать молодого А. Т. Твардовского, приезжавшего с хутора Загорье. Тогда в писательской организации было с десяток членов Союза писателей. Но пишущей братии на Смоленщине, как и сегодня, было предостаточно. И собиралась она в клубе писателей, где были и кафе, и кинозал, и бильярдная, – это было что-то вроде смоленского ЦДЛ, как в Москве. Этот клуб находился на том самом месте, где сейчас памятник скульптору Конёнкову. Во время войны клуб попал под бомбёжку, а после войны не восстанавливался. Ну, а писательский штаб в Доме книги как был, так и остаётся до сих пор. Однако либерально-рыночный маховик социально-экономического развития сегодня «бомбит» нас не в меньшей степени. И этому нам одним не противостоять. Как будто стараются помочь нам администрация Смоленской области, Департамент по культуре и туризму. Но, похоже, им тоже не под силу противостоять разрушительным маятниковым махам этого маховика. Субсидия, как я уже говорил, тает снежным комом, что для нас равносильно «бомбёжке», знаете, как в игре «морской бой»: вот один ваш корабль потоплен, вот другой, а под каждым таким бумажным «кораблём» – финансирование того или иного писательского дела. И может наступить такой момент точки невозврата, когда никому уже не захочется восстанавливать всё утраченное писательской организацией. И нам надо, во что бы то ни стало, охранить и штаб, и самостояние каждого члена Союза писателей России, привыкшего к нему как дому родному, и, в целом, морально-психологический писательский климат, а самое главное – саму организацию, которая в лучшем случае забьётся в какой-нибудь библиотечный угол.

— А ведь имеются примеры иного рода. Возьмем Орловскую, Вологодскую, Тверскую, Брянскую организации СП России, которые имеют более-менее комфортные условия для работы, то есть у них есть помещения, откуда писателей никто никуда не выгоняет. В чем тут Вам видится корень проблемы?

— Можно добавить и Питерскую, и Псковскую, и Калужскую организации, и многие другие. По всей очевидности, им повезло, как бы это помягче выразиться, на представителей административного ресурса (а то слово «чиновник» всё более приобретает негативный оттенок). Другого ответа на этот вопрос я не вижу. Но могу смело сказать, в худшем положении, нежели мы, трудно назвать ещё кого-то.

— Олег Иванович, поскольку Вы представляете когорту литературных критиков, хотелось бы услышать Ваше мнение о современной русской литературе. Как Вы ее понимаете? Какие процессы в ней происходят? Каков он – современный писатель?

— Этот вопрос не для такого интервью. Но в общих чертах попытаюсь на него ответить. Недавно, в феврале 2018 года, состоялся очередной съезд Союза писателей России, где впервые был избран председателем Николай Фёдорович Иванов. На нём как никогда обнажились проблемы литературной жизни России, особенно, вопросы лидерства. В самом Союзе образовались различные подводные течения и рифы, которые в целом влияют на деятельность Союза. Создаются различные группировки по интересам. В конечном счёте, всё это влияет на ход литературного процесса, качество художественных произведений. Всяческие распри, ссоры и склоки ничего с литературой общего иметь не могут.  И надо правильно относиться к ценности писательского труда. Зачастую именно творческая несостоятельность ведёт к делёжу, выяснению отношений, распрям, расколам. Надо убеждать и побеждать произведениями, а не интригами, наговорами и клеветой.

Я люблю сравнивать тех писателей, что мы изучали в школе (особенно, писателей советского периода) с современными. Вы знаете, сколько бы недооценивали наших предшественников, как бы ни обвиняли за соцреализм, за идеологическую составляющую, но они были намного крепче, добротнее, добросовестнее, содержательнее, выдержаннее нынешних. У них есть чему поучиться, а нынешних есть за что покритиковать.

Всегда важно помнить, что рабочее место и гражданская трибуна писателя – это его писательский стол. И активизированная нынче тенденция создавать клубы по интересам с художественной самодеятельностью ничего общего с истинной литературой не имеет. Нередко получается – чем бесталаннее автор, тем сильнее может задеть, нагрубить, нахамить. Когда-то много писали о кризисе буржуазной культуры, сегодня впору сказать о кризисе нашей обуржуазившейся, во многом переведённой на коммерческие рельсы культуре и литературе. Вот и выходит. Одна крайность – богатые коммерческие проекты псевдолитературы, довлеющие бестселлеровым глянцем при тенденциозности в отборе авторов и тем. Крайность другая – бедная литература из скромных книг, больше похожих на самиздатовскую литературу, чем на художественно выверенную, хорошо отредактированную и донесённую до читателей через многие руки разного рода профессионалов, включая рецензентов, редакторов журналов и газет, дикторов телевидения и радио,  книготорговцев и организаторов книжных ярмарок. Понятно, на все эти услуги автору нужны деньги, а их ему даже на издание книги небольшим тиражом не хватает. И это положение дел в литературе выражает ту пропасть между бедными и богатыми, которая стала проклятием нашего общества. Проклятием эта пропасть-бездна стала и для нынешней литературы.

Как в идеале я вижу современного писателя? Идеал недостижим, как горизонт. Если он и виден, то всё время отдаляется. Современный писатель должен уметь не только как зеркало отражать современную действительность, но и уметь обозначать вечные вопросы в повседневных проблемах, быть не столько бытописателем, сколько бытиеписателем. И потом писатель – это и призвание, и профессия. А у нас чуть ли не каждый второй сейчас считает себя писателем, выкладывает себя в Интернете со всей своей литературной непричёсанностью и требухой, находит деньги, чтобы издать свои мертворождённые книги, с обязательными притязаниями на членство в том или ином писательском союзе.

Но если профессионализма нет, как можно поэта называть поэтом? Правильно назвать любителем, пишущим стихи.

— В этой связи – интересно также узнать: что Вы думаете и о нынешнем читателе, который в определенной мере формирует спрос? Можно ли составить коллективный его, читателя, портрет?

— А что читатель? Читатель тот, каким его делает писатель. И падение количества настоящих читателей свидетельствует о падении роста настоящих писателей. Некогда наша страна была самой читающей в мире. И этот уровень среди читателей старшего и среднего возраста ещё частично сохраняется. А молодёжь не выдерживает натиска визуальных зрелищных видов искусства, телевидения и Интернета. И у старших поколений, приобщившихся к ним, всё меньше времени остаётся на чтение, на настоящую работу души. Но если возрастные читатели ещё знают толк в добротном чтении, то молодёжь художественные достоинства литературных шедевров вряд ли понимает и способна оценить. Так что хотелось бы, чтобы наша классическая литература оставалась на высоте, благодаря тому, что ценителей и хранителей её никогда не станет меньше, а только всё больше и больше.

— Сегодня (да, собственно, так было всегда) некоторые писатели, поэты (больше, наверное, поэты) обращаются в своих произведениях к религиозной тематике. В 2014 г. в Смоленске создано объединение православных писателей (Одигитриевское), которым руководит  член правления областной организации СП России, лауреат литературной премии им. М. В. Исаковского, премии Смоленской епархии Николай Кеженов, а духовным руководителем является старший священник Свято-Успенского кафедрального собора, митрофорный протоиерей Михаил Горовой. Хотел бы услышать Ваше понимание того, что это значит: быть православным писателем?

— К сожалению, вынужден констатировать тот факт, что среди великих писателей в мировой литературе не найти ни одного до конца последовательного писателя–христианина. Вот и Льва Толстого в своё время предали анафеме. Многие писатели во все времена, парадоксальным образом, на веру смотрели как на силу, а на религию как на слабость, и не хотели иметь посредников между собой и Богом. Особенно те, которым не пришлось попасть во времена язычества, распятия первохристиан, крестовых походов, религиозных войн и инквизиции, когда сжигали на кострах Коперника и Джордано Бруно, сеяли в умах мракобесие, всячески препятствовали прогрессу и просвещению.

Что такое быть православным писателем? По-моему, это не означает, что такой писатель должен быть чисто духовным, отрешённым от отражения низких истин и сторон действительности, памятуя, что и Пушкин, и Гоголь были в основе своей людьми православными, что не мешало им быть светскими литераторами – художниками слова. Излишняя набожность может только навредить писателю и его книгам, не давая ему выразить мир во всех его проявлениях и сказать миру всю правду.

— В 2010 году на Смоленщине было торжественно отмечено 100-летие со дня рождения А. Т. Твардовского, а затем состоялся фестиваль литературы и искусства Центрального федерального округа, в которых приняли участие известные писатели, деятели культуры со всей России, в том числе председатель правления Союза писателей России, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора – Валерий Николаевич Ганичев, который и прежде неоднократно бывал в Смоленске. И у меня к Вам два вопроса. Первый: каковы перспективы проведения в дальнейшем столь крупных, значимых для смолян, и не только для смолян мероприятий? Второй: чувствуете ли Вы поддержку головной нашей организации, которая, как мы понимаем, и сама переживает сегодня сложные времена?

— Перспективы проведения крупных мероприятий, как и издания крупных книг, опять зависят от степени финансирования, заинтересованности властей, административных органов в пропаганде и культивирования писательского слова. Но не то, чтобы слово это мельчало, сколь мельчает неравнодушное заинтересованное отношение к нему со стороны влиятельных лиц.

В основе наших писательских проектов, реализуемых ежегодно и отражаемых на наших сайтах, – патриотизм и православие, державность и духовность. Но почему-то до сих пор гранты в основном выигрывают либеральствующие творческие объединения и группировки, далёкие от этих направлений, насущно необходимых нашему государству и обществу, от гражданских критериев, сберегающих страну для настоящего и будущего.

Как бы ни было нам трудно, мы не собираемся придерживаться давно возникшего мнения, что литература благополучно умирает. А кому когда было легко?

И самое важное, самое существенное для нас, писателей, в том, чтобы не давать заглушать в себе голос таланта. А он может быть сравним с Божьим гласом. Продолжать с честью и достоинством сносить все испытания, выпадающие на нашу долю. И уж ни в коем случае не топить свой талант в мелких дрязгах, склоках и раздорах, быть всегда на высоте, по-православному смотреть на всё взглядом свыше (но никак не свысока), то есть с точки зрения нравственного и эстетического идеала, стремления сделать этот мир лучше, чище и светлее.

— Олег Иванович, большое спасибо за беседу!

Николай ЧЕПУРНЫХ.

 На снимках: торжественный вечер Смоленской областной организации Союза писателей России, состоявшийся 8 октября 2019 г. в Культурно-досуговом центре «Губернский» – в рамках 95-летия Смоленской писательской организации.

Фото Николая Чепурных.