Протоиерей Михаил Горовой
Свято-Успенский кафедральный собор
«Ищите же Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам» (Мф.6,33).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вот уже более двух тысячелетий звучит Евангельский призыв искать Царства Божия и правды Его, обращенный к нам христианам. Что же означает искать Царства Божия в пределах земной жизни? Это означает пройти жизнь путем Христовой мудрости, смирения и любви, соблюдая заповеди блаженств, произнесенных Господом в Нагорной проповеди, и заповеди Декалога, полученных пророком Моисеем на Синайской горе.
И этим Христовым путем прошло не одно поколение русских людей, проживавших на нашей древней земле. Все они образом своей жизни утверждали веру Христову на Руси. Среди них князья и воины, святители и мученики, Христа ради юродивые и бессребреники, пастыри, монашествующии и миряне. Они были разными по своему культурному и интеллектуальному развитию, порой нерусской национальности, но их объединяла вера в Бога и преданность христианскому идеалу святости.
Святость – это универсальное понятие. Оно включает в себя представление о высокой духовности, нравственности, милосердии, любви к Богу и людям, преданности Отечеству. Но святые, это еще и носители харизмы благодатных даров Святого Духа.
Вот, что говорит апостол Павел о значимости веры в жизни святых: «Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов. Угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр.11,33-34).
Вера в Бога – огромная нравственная сила. Она способна духовно обогатить и наших соотечественников в наше сложное время: укрепить силу духа, ответить на животрепещущие вопросы современности, дать стимул надежды на счастливое будущее.
Божественному Провидению угодно было светом веры Христовой просветить землю Древней Руси. В 988 году цивилизационный выбор в пользу византийского православия сделал святой равноапостольный князь Владимир.
Христианство на протяжении 1000-летия существования Российской государственности внесло весомый вклад в развитие отечественной науки, культуры, служило формированию духовных, патриотических чувств в народе, укрепляло и впредь будет укреплять устои Российской государственности.
В нынешний воскресный день мы отмечаем праздник Всех святых в земле Русской подвигом веры и благочестия просиявших. Многие из святых свой подвиг духовного совершенствования совершали под сводами наших храмов и достигли вершин духовности. Их мощи не предаются тлению, являются источниками благодати Божией, врачующей физические и духовные заболевания.
Все русские святые принадлежали к святой, соборной и апостольской Церкви. Церковь есть тело Христово, а глава ее Христос (Еф.1.23). Принадлежность к Церкви Христовой обязывает и нас христиан 21 века регулярно посещать храмовые богослужения, участвуя в молитвенном и евхаристическом опыте Церкви.
Ведь Евхаристия – залог наследия жизни вечной: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6,54).
Соблюдение вероучительных истин Церкви и проведение евхаристического образа жизни призвано служить духовному преображению и обновлению нашего общества.
А спасению верных чад Церкви способствует благодать Божия: «благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2,8-9).
Сегодня наша Церковь являет нам плод своего спасительного делания на земле — это торжество русской святости. Мы вспоминаем равноапостольного князя Владимира, христианизировавшего землю Русскую, и прославляем его, как «идолы поправшего и всю Русскую землю святым крещением просветившего», Памятен нам подвиг его бабушки равноапостольной княгини Ольги. Преодолев длительное расстояние из Древней Руси в Византию, она приняла православную веру. А возвратившись в родную землю, своим благочестием «как утренняя заря в земли нашей воссияла».
Вспоминаем мы подвиги и смоленских святых. В 1239 году св. мч. воин Меркурий, совершив молитву в Успенском Мономаховом соборе, получив благословение Божие, за пределами Смоленска в районе Долгомостья с конным отрядом разбил передовые части армии хана Батыя. Устрашенный враг обошел город Смоленск, не предав его ни сожжению, ни разрушению.
Прославляют смоляне просветительский подвиг и преподобного Авраамия Смоленского. В 12 столетии Смоленск был одним из культурно-развитых городов Руси. В Свято – Успенском Селищенском монастыре в это время монахи в скрипториуме занимались перепиской книг и свет просвещения распространялся по Смоленской земле.
Подвиг святых земли Русской носит важный и непреходящий характер. Их всех по именам назвать невозможно, но их образ жизни — это отражение Нетварного Фаворского Света, призванного освещать и наш жизненный путь. В земном мире все временное и скоропреходящее, а Божественное – духовное и вечное.
Лучшим средством почитания памяти святых земли нашей, братья и сестры, вне сомнения, послужит наше подражание их подвигу святости: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13,7).
Аминь.