Протоиерей Михаил Горовой.

   ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

 Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор. 2019 г.

 Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
              Братья и сестры, Священное Писание, книга Библия, учит нас о том, что Бог в Своей сущности непознаваем. Его никто из людей не видел и видеть не может. Эту истину подтверждают тексты Священного Писания: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). «…Царь царствующих, Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). А под сводами храма можно услышать такие слова церковного песнопения: «Бога человекам невозможно видети, на Него же не смеют чины ангельские взирати». Как небо далеко отстоит от земли, так далеки наши способности от подлинного богопознания. И, тем не менее, нам известны некоторые составляющие тайны божественной жизни.
              Мы знаем, что Бог проявляет любовь к миру и является абсолютным в любви. Он является абсолютным в святости и чистоте. Он всемогущ. Он Творец. Он есть божественный Свет, который существовал и проявлял Себя на протяжении всей истории человеческого рода. В Священном Писании говорится: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1: 3). Бог посредством этих свойств открывается роду человеческому, открывается через Свою божественную энергию, воздействие которой на мир называется благодатью. Сколько существует этот мир, столько богословам, философам и просто мыслящим людям свойственно стремиться к богопознанию.
            Еще до нашей эры, в ветхозаветные времена, вождь еврейского народа Моисей взошел на гору Синай с целью получения Десяти Заповедей – шкалы нравственных ценностей. И там, проявляя любознательность, пророк Моисей обратился к Богу со словами: «Позволь мне созерцать Твоё Лицо». И что же он услышал? «Не возможеши видети лице Мое, не бо узрит человек лице Мое, и жив будет». Святость Божия попаляет греховность человеческую. И когда Моисей, созерцавший славу Божию, сошел с горы Синай, его лицо явилось отражением этой Божией славы. Она была столь яркой и невыносимой для человеческого зрения, что соотечественники попросили Моисея закрыть покрывалом свое лицо.
             И в последующие времена Бог открывался людям как Свет. Незадолго до Своих голгофских страданий Господь Иисус Христос, желая укрепить веру Своих учеников, взял с собой апостолов Иакова, Петра и Иоанна, взошел на Фаворскую гору и там во время молитвы преобразился. Чудесный факт преображения Спасителя невыразим человеческим языком. Поэтому евангелисты, пытаясь описать это событие, используют привычные для них слова и образы: «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1). Увидев божественную славу своего Учителя, ученики испугались и пали ниц, а когда обратили свой взор на небо, то увидели Спасителя в окружении двух ветхозаветных праведников: пророков Моисея и Илии. Пророк Моисей созерцал божественный свет на Синае, а пророк Илия, также созерцатель божественного света, на огненной колеснице был вознесен в божественную славу. Перед Вторым Пришествием Христа Спасителя он вновь придет на Землю, чтобы всех земнородных призвать к покаянию.
              Великие подвижники христианского благочестия посредством своих подвигов достигали такого состояния, что их не только озарял божественный свет, но и сами они становились носителями этого света. Это богословы Григорий Палама и Симеон Новый богослов. Это наши соотечественники, преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Авраамий Смоленский, Иулиания Лазаревская и многие, им подобные. И сколько существует этот мир, столько и будет действовать в нем божественный свет. И ни греховность человеческая, ни коварство человеческих сердец, ни предательство божественной Истины, ни неверие, ни безбожие – ничто не сможет затемнить этот божественный свет, потому что этот свет есть свет благости и милосердия Божия.
     Преображение произошло на горе Фавор, в Палестине. Фаворская гора далеко отстоит от нас, но Бог позаботился о том, чтобы гора Фавор была рядом с нами, и этой горой являются для нас храмы Божии. Здесь есть всё для преображения совести человеческой. Здесь мы слышим слово Божие, которое просвещает наш разум. Здесь врачуют страсти человеческие и укрепляют людей в добре. Здесь существуют сакраментальные таинства и обряды, которые невидимо освящают и изменяют нас. Здесь всё напоминает о жизни святых, и за каждым из них стоит свой уникальный опыт богоугождения.
     Сердцевиной храмовой жизни является святая Евхаристия. Она также призвана преображать нашу жизнь. Вот что говорит о Евхаристии Сам Господь: «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6:56) «…аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки» (Ин. 6:51). Евхаристия есть источник мудрости и залог наследия жизни вечной.
     Источником божественного света является также Закон Божий, Его Заповеди. Те, кто соблюдает их, также преисполняются божественной мудрости и божественной славы. Нам же лишь только остается призвать вас в храмы Божии и затем чаще посещать их и, посещая, принимать участие в евхаристической жизни Церкви, молиться, чтобы посредством молитвы поддерживать духовную связь с Богом. Прочитайте хотя бы несколько сотен Иисусовых молитв и вы почувствуете облегчение и радость на сердце, мир и покой в душе! Это уже зародыши духовного преображения. Если мы будем проходить жизненный подвиг под духовным руководством Церкви Божией, если будем восходить как можно чаще на гору Фавор, то наша жизнь преобразится, и мы выполним тот завет Христа, о котором он говорил еще на заре развития христианской цивилизации: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). И не забудем, что христианство в этом мире должно быть солью земли и светом для мира.
Аминь.