Протоиерей Михаил Горовой
Слово в Великий пост
Свято-Успенский кафедральный собор
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святая Четыредесятница – это время покаяния, молитвы, поучения в слове Божьем, святоотеческих творениях, участие в таинстве Евхаристии и совершении добрых
дел. Выполнение всего вышесказанного должно привести нас к стяжанию благодатных даров Святого Духа и укреплению в вере.
Святая Церковь призывает нас в молитве преподобного Ефрема Сирина за время поста достигнуть победы над такими пороками как праздность, уныние, любоначалие
и празднословие.
Господь наш Иисус Христос, установив Святую Четыредесятницу, Сам молился и постился для укрепления физических и духовных сил перед началом общественного
служения роду человеческому. Пост Спасителя завершился искушением от сатаны. Дьявол искушал Господа похотью плоти: «скажи, чтобы камни сии сделались
хлебами»; властью: «показывает ему все царства мира и говорит: всё это дам тебе, если падши поклонишься мне»; славой: «бросься вниз из крыла храма если Ты Сын
Божий, ибо написано ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4, 3-6).
И в нашей христианской жизни может произойти искушение властью, славой и богатством. Вместо христианских ценностей нам уже предлагают чувственные
удовольствия и блага мира сего. Но поступок Спасителя мира учит тому, что победа над духами злобы поднебесной достигается постом и молитвой. (Мф. 17,21).
Каким же должен быть пост? Святоотеческая мудрость нас учит: «Есть пост телесный; есть пост душевный. Телесный пост – когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост – когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Полезен нам пост телесный, так как служит нам умерщвлению страстей; но пост
душевный настолько необходим, что и телесный пост без него ничто. Многие постятся телом, но не постятся душою; многие постятся от пищи и пития, но не постятся от злых помыслов, дел и слов, и какая им от этого польза? Истинный и прямой пост есть воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтоб тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост чреву твоему, так наложи злым мыслям и прихотям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопомнения; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения… да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клятвы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра, да постятся ноги твои от хождения на злое дело». (Свт. Тихон Задонский. Пост).
Важным духовным подспорьем в дни Великого поста служит исполнение заповедей, полученных пророком Моисеем от Бога на горе Синай. Для народа Израиля они
служили лучом Божественного Света во тьме языческого многобожия. И в наше время, когда в основу построения общественной жизни полагаются либеральные
ценности, заповеди Декалога являются Светом Божественного Провидения, помогающего нам правильно отличать добро от зла, правду от лжи.
Первые две заповеди Декалога направлены против политеизма.
1. Я Господь, Бог Твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им. Язычники,
осуществляя поиск Бога в природе, отождествили Его с природой. Но Бог – Творец окружающего нас мироздания. Не познав Творца, язычники начали обожествлять
явления природы, светила небесные и человека. Язычество завело людей в мировоззренческие тупики и способствовало нравственной деградации и распаду
человеческой личности. Требовалось новое религиозное мировоззрение, способное ответить на все запросы человеческого разума и дать силы для возведения людей
от греха к святости, от земли на небо. С этой задачей успешно справилось христианство.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Эта заповедь предписывает благоговение в отношениях с Богом. Имя Божие должно произноситься сугубо во
время как частной домашней молитвы, так и церковно-общественной.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а седьмый – суббота Господу Богу твоему. Если в ветхозаветные времена
требовалось посвящать Богу субботний день, то в новозаветные, после воскресения Господа из мертвых, малой Пасхой является воскресный день. В этот день мы –
православные христиане, приглашаемся в святые храмы для принесения Богу Бескровной Жертвы за грехи мира. После окончания богослужения и трапезы в кругу
своей семьи важно совершить дела христианской любви: посетить одиноких и бедных, утешить страждущих, поддержать малодушных.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дал тебе. За почтение родителей Господь обещает детям
долголетие на земле. Любовь детей к родителям должна выражаться в добром отношении и особенно поддержка родителей необходима во время старости.
6. Не убивай. Жизнь – это дар Божий и посягать на него никто не имеет права. Жизнь необходимо любить, ценить и так прожить, «чтобы не было мучительно больно за
бесцельно прожитые годы». В первую очередь жизнь дается для богопознания. Эта заповедь порицает эвтаназию, практикуемую в некоторых странах мира. Ну а как
исполнить эту заповедь в военное время? Воинский подвиг должен основываться на преданности и любви к своему народу: «Нет больше той любви, как если кто
положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Церковь призывает военнослужащих с уважением относиться к другим странам и народам и в тоже время
благословляет защитников Отечества с оружием в руках защищать мирный труд граждан страны, суверенитет, территориальную целостность, духовные ценности и
культуру народа. Вера в Бога и защита Отечества – дело святое: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите врагов ваших» (Свт. Филарет
Московский).
7. Не прелюбодействуй. С целью продолжения дара жизни на земле, Бог создал первых людей Адама и Еву, от которых произошел род человеческий, расселившийся по лицу земли. В христианстве семья — это «малая церковь». Цель брака состоит не только в деторождении, но и в призвании родителей воспитывать детей в истинах
христианской религии. Супружеская неверность в семейной жизни влечёт к расторжению брачных уз. Прелюбодейство, блуд и другие плотские грехи оскверняют и удаляют людей от Бога. Блудный образ жизни не позволяет людям ощутить подлинное счастье в браке.
8. Не кради. Материальные блага, приобретенные честным трудом, приносят подлинное удовлетворение и радость. Воровство духовно обкрадывает человеческую
жизнь и она становится неполноценной.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего. Много людей стали жертвами клеветы и лжи. Христова вера призывает нас полагать в основу построения
семейной, общественной, государственной жизни принципы правды Божией. Важно руководствоваться золотым правилом христианской этики: «Как хотите, чтобы с
вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7,12). Ложь разрушает единство целого и отделяет людей друг от друга.
10. Не желай дома ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. В этой заповеди
ещё раз содержится напоминание о том, что супружеский брак должен носить целомудренный и неприкосновенный характер. А частная собственность – является
богоустановленной и служит человеческому благосостоянию.
Постараемся, братья и сестры, исполнением заповедей Божиих, назиданием в слове Божием и великопостных богослужениях, подражая образам вселенской святости –
с помощью подвигов постного поприща стать победителями греха и с радостью в сердце встретить праздник из праздников, торжество из торжеств – Светлое Христово
Воскресение. Аминь.