ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(4 декабря)

Тропарь  праздника

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так полностью называется праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю), — второй двунадесятый богородичный

праздник церковного года.

Как говорит Церковное Предание, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Так, сохранились сведения палестинских христиан о том, что святая царица Елена построила храм в честь

Введения во храм Пресвятой Богородицы. Однако, широкое распространение этот праздник получил лишь с IX века.

История праздника такова.Родители Девы Марии, Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет,

если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Молитвы праведных супругов были услышаны, у них родилась дочь.

Когда Деве Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна поняли, что пришло время исполнить обет, который они дали Богу.

В сопровождении родственников привели они Марию к стенам Иерусалимского Храма. Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 больших ступеней, по числу псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм.Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху её ждал первосвященник, святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.

Захарии было откровение от Господа, и он ввёл Марию в Святая Святых — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Её жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её».

Вместе с тем, в церковном Предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме Она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. Во время нахождения Пресвятой Девы в храме Её немолодые родители умерли. По традиции тех лет Марию поручили заботам Обручника Иосифа.

Митрополит Антоний Сурожский так сказал об этом событии в своей проповеди:

«Вот о чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Её жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово.

Да, в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое Святых. Да – мы осквернены; да – наши умы отуманены; да – наши сердца нечисты; да – наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых».