РОЖДЕСТВЕНСКИЙ  ПОСТ

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

Святитель Симеон Солунский находил прообраз Рождественскому посту ещё в Ветхом Завете: «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Другое основание Рождественского поста усматривают в сорокадневном посте Господа Иисуса Христа в пустыне перед принятием им крещения от Иоанна Предтечи и выходом на общественное служение. В древности Крещение Господне и Рождество Христово отмечались, как один праздник и лишь позднее были разделены небольшим временным периодом, который в народе называют «святками».

«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступлений», – писал святитель Иоанн Златоуст. В пост мы не только ослабляем плоть ограничениями в пище, но уклоняемся от зрелищ и увеселений, избегаем грехов. Благодаря этому наш дух становится сильнее, а наше внимание и время, наконец, высвобождается для Небесного Отца.

 
 
                   ***
 Меж землей и небом мост
 Прочной нитью сплести спеши.
 Лучшим временем служит пост,
 Встань на страже своей души!
  
 Берегись завидовать, злословить,
 И обиды ближним не прощать,
 Гневаться, гордиться, пустословить,
 Берегись судить и осуждать.
  
 Совесть призови себе в подмогу,
 Ведь она наш грозный судия.
 И тогда ты сможешь понемногу
 Душу все очистить от гнилья.
  
 Пусть молитва тёплая поможет
 В покаяньи голову склонить.
 Сам тогда почувствовать ты сможешь,
 Как слезами ткётся в небо нить.
  
 Призови на помощь смерти память,
 На земле не вечно будем жить,
 Постарайся грешный путь оставить
 И с любовью людям послужить.
  
 Полюби святую добродетель,
 Милосердье, кротость, чистоту,
 Что бы смог в небесную обитель
 Ты пройти по прочному мосту.
  
 И уже не будешь плакать горько,
 Будет радость тихих, светлых слез.
 Ведь душа изменится настолько,
 Как весь мир, когда пришёл Христос. 

Галина Поддубная