Протоиерей Михаил Горовой
СЛОВО, ПОСВЯЩЁННОЕ ПАМЯТИ СВЯТОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА
Свято-Успенский кафедральный собор, 2015 г.
Ежедневно православная Церковь за богослужением отмечает день памяти тех или иных святых, и это не случайно, поскольку их благочестивая жизнь и подвиги призваны служить нам примерами для подражания. Кроме того, каждый день седмицы посвящается особо почитаемым святым. Так, в понедельник Церковь чествует святых архангелов и ангелов – в народе понедельник называют «ангельским днём». Особо чтится в этот день Архистратиг Божий Михаил. В среду почитается святой Крест Господень. Четверг – апостольский день, день празднования святых апостолов и святителя Николая-Чудотворца. Пятница снова посвящается Честному и Животворящему Кресту Господню. В субботний день мы вспоминаем святых мучеников и подвиг материнства Богоматери. Воскресенье – это малая Пасха, воспоминание победы Господа над смертью, адом и грехом. А вот вторник посвящается памяти святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В сегодняшнем евангельском чтении вы слышали такие слова: Крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков? (Мф. 21, 25).
Иоанн Креститель был необыкновенный человек! Необычно его рождение, славна его жизнь и глубоко назидателен его мученический венец. Почти ежегодно привозят для поклонения мощи – или в Смоленский Успенский собор, или в храм Христа Спасителя в Москве, или в другие храмы нашей Церкви. Подходим, прикладываемся… Иногда благоухают мощи, источая благодать Божию, а иногда и нет… А вот когда в храм Христа Спасителя прибыла десница Иоанна Крестителя, то благоухание от мощей было очень сильным. Ковчег с десницей находился на середине этого величественного собора. Народа очень много. Люди шли, прикладывались, а мощи, не смотря на то, что они находились под колпаком ковчега, благоухали на несколько метров вокруг. Видимо, это было промыслительно, ведь Сам Господь, отмечая подвиг Крестителя Своего, сказал: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф.11, 11).
Рождение Иоанна Крестителя было плодом усиленной молитвы его родителей, о которых в Евангелии говорится, что они беспорочно совершали подвиг перед лицом Божиим. Отец его был священник Захария. Мать звали Елисаветой. Долгое время супруги страдали от безчадства. Скорби усиливались еще и потому, что в Израиле бесплодство считалось наказанием за грехи. Тем не менее, святая чета терпеливо и с упованием на милость Божию продолжала свой молитвенный подвиг, в отличие от тех наших современников, которые не считают бесплодие наказанием за грех. Многие из них спешат к искусственному оплодотворению и к разного рода подобным услугам, что, безусловно, является грехом. Родители же Иоанна Предтечи шли иным путём: они вымаливали дитя у Бога.
И вот однажды, когда Захария совершал каждение в Иерусалимском храме, ему предстал небесный вестник и сообщил, что вскоре у него родится сын, который будет великим перед Богом, и многие сердца сыновей Израиля обратит к Богу. Захария испугался появления Ангела и усомнился в его словах, так как преклонный возраст супругов уже не давал надежды иметь детей. И, в наказание за это неверие, затворились уста Захарии, и прекратилось его служение Богу – он онемел. Грех его неверия в Промысел Божий был прощён только тогда, когда родился сын. Захарию попросили назвать имя, которое он даст ребёнку. Он взял дощечку и написал: Иоанн будет имя ему (Лк. 1:63). И тогда Господь отверз его уста, и он начал славить Бога.
Иоанн Предтеча – это, прежде всего, пророк, который готовил иудейский народ к пришествию Христа на землю, готовил через покаяние и крещение людей в водах Иордана. Он говорил: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Иных людей, как, например, фарисеев, Пророк обличал сам. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Обратите внимание, какая резкая, обличительная проповедь! Дело в том, что многие из фарисеев были заражены грехом лицемерия, поэтому и получили определение «ехиднины», то есть такие, которые не лучше ядовитой дикой змеи. На вопрос, почему же он крестит, если он не Христос, Иоанн ответил: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк. 3:16).
И вот наступила полнота времени, когда к нему на Иордан пришел Сам Господь. Осознавая своё недостоинство перед величием Божиим, Иоанн Креститель сказал, что не может крестить Его, на что Иисус Христос ответил: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15). И тогда была исполнена эта божественная Правда – совершилось Крещение Спасителя мира.
В Крещении Господа Иоанном раскрылась тайна божественной жизни, суть которой сводится к тому, что на Иордане явил Себя Единый, но Троичный Господь: разверзлись Небеса, и Дух Святой сошёл в виде голубя на Сына Божия, а Бог Отец громогласно засвидетельствовал, что это Сын Его возлюбленный.
Пророческое служение Иоанна Крестителя продолжилось и после Крещения Спасителя мира, но оно оказалось крестным. Как известно, после смерти Ирода Великого Палестина была разделена на три части, и каждую часть Ирод Великий передал своим сыновьям. В Галилее, где протекало служение пророка, царствовал Ирод Антипа, в Иудее – второй сын ирода Великого – Ирод Филипп. Казалось бы, сыновья получили царскую власть, и всё – слава, богатство, деньги – было подчинено им. Однако для одних людей власть – это возвышение, для других же она – погибель. Источником гибели власть послужила и для Ирода Антипы. Достигнув этой власти, он посчитал, что нравственные законы уже существуют не для него, и начал произвольно нарушать их. Пленившись красотой жены своего родного брата – Иродиады, он разбил их брак, совершив тем самым тяжкий грех прелюбодейства. От нового беззаконного брака с Иродиадой родилась дочь Саломия. Видя всё это, народ, конечно, в глубине души осуждал его, но вслух не роптал: попробуй, скажи что-либо царю! Однако не молчал пророк. Каждый раз, когда он встречался с Иродом или с его незаконной супругой, он говорил: Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего. Конечно, это раздражало Антипу, но особенно бесилась Иродиада. Распаляемая ненавистью к пророку, она приняла решение любым путём лишить его жизни. И такой день наступил. Это был день рождения Ирода Антипы. По этому случаю он устроил пир для вельмож и военачальников, пригласил музыкантов и артистов. И вот, усладившись вином, Антипа любовался, как искусно плясала перед гостями Саломия. Её танец привел его в такой восторг, что в благодарность девице он предложил ей просить у него всё, что она захочет, вплоть до половины царства. Саломия пришла к матери и спросила её совета. Та, не думая, сказала: «Голову Иоанна Крестителя». Опечалился Ирод Антипа. Хотя он вёл и беззаконный образ жизни, но всё же боялся гнева Божия и в душе уважал пророка. Он видел его аскетическую, благочестивую жизнь, видел уважение народа. Но чувство ложного стыда не позволило ему нарушить клятву, данную в присутствии своих гостей. В результате он приказывает своему оруженосцу тотчас пойти в темницу и усечь голову Иоанну Крестителю.
Церковь свидетельствует, что даже от усечённой главы Иоанна Крестителя совершались чудеса. По преданию, когда главу принесли к Иродиаде, мертвые уста вдруг открылись и она услышала те же самые слова, которые Иоанн Креститель говорил Ироду Антипе: Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего. Тогда Иродиада в бешенстве стала колоть иглой язык Иоанна Крестителя, а затем повелела бросить святую главу Крестителя в нечистое место. В вечернее время жена домоправителя, благочестивая женщина Иоанна, подобрала главу и в глиняном сосуде предала её погребению на Элеонской горе, а ученики Иоанна Предтечи погребли тело Крестителя. Вот так закончилась жизнь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня.
Обратили ли вы внимание на то, что пророк – это вестник правды Божией? Эту правду он возвещает независимо от того, нравится она кому-то или не нравится, принимает народ эту правду или не принимает, угодна или не угодна она властям. Кроме того, пророк – это ещё и защитник нравственных устоев. Так, Иоанн Креститель выступил в защиту крепости супружеской жизни, таинства Брака. Он прекрасно понимал, что грехи блуда и прелюбодейства, подобно червоточине, разрушают узы брака. Ради торжества семейных ценностей он и положил главу свою на плаху. Вот и в сегодняшний день, прославляя Иоанна Крестителя, мы попросим его, чтобы, по его молитвам, Господь укрепил веру в наших семьях, даровал бы любовь друг к другу, ибо имея эту любовь, супруги будут с любовью относиться и к своим детям, не только строгостью, но и любовью воспитывать их. А будет любовь в супружеских сердцах, будет и ответная любовь со стороны детей.
Аминь.