Новая книга о преподобной Евфросинье Полоцкой
В литературной жизни Смоленщины произошло значимое событие: издана повесть «Княжна. Синь-город» о знаменитой белорусской подвижнице благочестия преподобной Евфросинье, игуменье Полоцкой. Автор этой замечательной книги, повествующей об отрочестве будущей святой, – прозаик, поэт и педагог-психолог, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Татьяна Харитонова.
Само название книги свидетельствует, что главная героиня повести княжеского рода, а мировосприятие ее было безоблачным, как небесная синева. Все остальное можно узнать, перечитывая страницу за страницей. А они наполнены поэзией, старославянской речью и особенностями быта наших далеких предков.
На это указывает и доктор филологических наук Елена Крикливец (Витебск) в своем предисловии к повести «Княжна»: «Книга изобилует этнографическими особенностями, реконструирующими быт XII века. Вставные фольклорные элементы, письма, которые также присутствуют в повести, являются фундаментом для создания национального колорита и для осмысления специфики национального характера в далекий для современного читателя исторический период…»
А как юная княжна укоренилась в православной вере, кто помог ей в этом? На этот далеко не риторический вопрос автор отвечает в самом начале повести, в главе «Учитель – грек Максим». Оказывается, отец Предславы (так звали героиню) пригласил в свой княжеский терем одного высокообразованного грека-христианина, который путешествовал по дальним странам вместе с купцами. Этот гость много знал о разных городах и людях, владел языками и читал священные книги, а главное, он всей душой любил Бога. Поэтому по просьбе Предславы князь Святослав уговорил гостя остаться у него и обучать дочь разным премудростям. «И остался он в Синь-городе на целых четыре лета, обучал ее грамоте, языкам – греческому и латинскому, учил рисовать и выписывать буквицы на загляденье… Любила она уроки эти пуще забав своих».
Постепенно в душе Предславы созрело твердое решение стать невестой Христовой – принять монашество. А родители готовили ей иную участь – хотели отдать замуж за могущественного свенского князя Магнуса и даже пригласили его в гости, чтобы окончательно решить этот вопрос – заручиться о свадьбе. После этого и решила Предслава совершить побег из дома в ближайший монастырь, где игуменьей была ее тетка Романа. Главы «Побег», «Путь в монастырь», «Погоня», пожалуй, самые драматичные в повести. Два спутника будущей монахини погибли от рук напавшего на них разбойника и только чудом она сама спаслась и достигла желанной цели, пройдя остаток пути пешком по снегу. Игумения Романа, узнав все обстоятельства побега, пошла ей навстречу и постригла юницу в иноческий чин. И когда князь Святослав через несколько дней оказался в монастыре, он узнал, что теперь у дочери другое имя – Евфросинья. Она стояла перед ним в иноческом облаченье и на вопрос отца: «Что же ты наделала?», ответила кротко и уверенно: «Тесно мне батюшка в тереме, воздуха не хватает… Я обручена Самому Христу и останусь на земле Его невестой».
«На то Божья воля, князь, не моя…» — поставила последнюю точку в этом разговоре игуменья Романа.
Изданная книга положила начало более пространному повествованию о преподобной Евфросинье Полоцкой и ее духовных подвигах. Над художественным изложением жития подвижницы Татьяна Харитонова продолжает активно работать. Отрывок из будущего произведения с названием «След Евфросиньи» уже был опубликован в третьем выпуске альманаха «Свет Одигитрии».
Плодотворной работе над новой книгой способствовали белорусские корни Татьяны Харитоновой. Она окончила Гродненское музыкально – педагогическое училище, а затем Минский государственный педагогический институт. Трудилась в детских учреждениях, преподавала в педагогическом колледже. С 2002 года проживает в Смоленске. Здесь долгое время работала в гимназии № 4 педагогом – психологом. Написала и издала пять книг духовно-нравственного содержания. Удостоена литературной премии Смоленской епархии.
Успех автора книги «Княжна» в полной мере разделяет смоленское издательство «Маджента», подготовившее повесть к печати. По сути это подарочное издание с яркой обложкой и цветными иллюстрациями.
Николай Кеженов.