Протоиерей Михаил Горовой

35 лет служения в священном сане

 Православные писатели Смоленщины знают протоиерея Михаила Горового, старшего священника Свято-Успенского кафедрального собора, как своего духовного руководителя. 29 августа исполнилось 35 лет с того памятного дня, как он был рукоположен в сан священника архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси). Это знаменательное событие произошло в 1985 году в Смоленске в историческом месте – старинном храме Спаса Нерукотворного на улице Окопной.

 Поздравление православных писателей

 Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Михаил!

 От имени православных писателей Смоленщины поздравляем Вас с 35-летием служения в священном сане в Русской Православной Церкви!

За это время Вам довелось быть пастырем на приходах городов Вязьмы, Гагарина, Калининграда, Смоленска. В 1987 году Вы стали настоятелем  Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора и почти четверть века выполняли это церковное послушание, успешно трудились под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Патриарха Московского и всея Руси). Вам довелось также быть руководителем епархиального отдела религиозного образования и катехизации, благочинным Смоленского церковного округа. Много внимания уделяете благотворительности и социальному служению. В настоящее время Вы являетесь руководителем  епархиальной комиссии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, председателем Церковного суда Смоленской епархии.

Вы стояли у истоков преподавания основ православной культуры в школах Смоленщины, были инициатором создания кафедр православной литературы в библиотеках области, много сделали для благоукрашения  главного храма Смоленской земли, за что Вам благодарны смоляне. Регулярно совершая Божественную литургию, Вы в своих глубоко содержательных проповедях обращаетесь к верующим со словами назидания. Многие обращаются к Вам за  советами и получают ответы на сложные вопросы духовной жизни.

По благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора при Вашем непосредственном участии в 2014 году при кафедральном соборе было создано Смоленское областное объединение православных писателей (Одигитриевское). И все минувшие шесть лет Вы являетесь его духовным руководителем, просвещая литераторов и помогая им в творчестве. За это время многие поэты и прозаики издали свои книги духовно-нравственного содержания и часто вместе с Вами выступают перед молодежью, находя отклик в их сердцах. Регулярно издаются просветительские альманахи «Свет Одигитрии», писатели ежемесячно собираются на методические занятия и пополняют свои знания. Ряд из них удостоен звания лауреата литературной премии Смоленской епархии в номинациях «Поэзия» и «Проза».

Недавно  по случаю юбилея Вы удостоены высокой Патриаршей награды – ордена Преподобного Серафима Саровского III степени. Поздравляем с заслуженной наградой!

Благодарим Вас, дорогой отец Михаил, за повседневную творческую помощь и Ваши теплые молитвы, за все доброе! Рады, что Вами сделано так много в период 35-летнего служения в священном сане! Новых Вам духовных, душевных и телесных сил, творческого долголетия, Небесной помощи во всех добрых делах во благо Церкви и Отечества!

Олег Дорогань,

председатель Смоленской областной организации Союза писателей России

 Николай Кеженов,

председатель Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского)

 29 августа 2020 г.                                      Смоленск

Протоиерей Михаил Горовой

 Слово, произнесенное накануне праздника Святой Троицы

 

Свято-Успенский кафедральный собор, 2020 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Совершением  сегодняшнего  вечернего  богослужения мы  с  вами, братья и сестры, вступаем  в праздник  Святой Троицы.  Праздник Святой Троицы – это день рождения нашей Церкви. В этот день Господь ниспослал благодать Святого Духа на первенствующую христианскую общину святых апостолов. С помощью харизмы благодатных даров святые апостолы, а после них святые отцы и учителя Церкви, а в настоящее время архипастыри и пастыри Церкви утверждают Христову Истину во всем мире.

Благовестнический подвиг святых апостолов и их приемников достиг значительного успеха: «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их». На востоке и на западе, севере и юге славится имя Божие.

Церковь Христова нас учит, что Бог по существу один, но троичен в Лицах, Отец, Сын и Святой Дух. Мы исповедуем Троицу единосущную и нераздельную. Почему отцы и учители  Церкви именно так изложили в Символе веры учение о Святой Троице? Да потому, что Бог так Сам благословил открыться в истории рода человеческого.

В ветхозаветные времена святые пророки созерцали Господа Саваофа «сидящего на престоле высоком и превознесенном» в окружении ангельского мира (Ис.6,1-3). В те далекие времена Бог открыл людям истину о том, что Он Творец мира, Вседержитель, Праведный Судия и Грозный Наказатель за грехи человеческие.

В новозаветные времена Бог послал в мир Единородного Сына Своего для совершения домостроительства спасения рода человеческого,  «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16).

Господь Иисус Христос принял человеческое естество, стал одним из нас, подобным во всем, кроме греха. Спаситель мира родился в Вифлееме, принял крещение на Иордане, принес искупительную Жертву за грехи мира на Голгофе близ Иерусалима и силой Своего Божества победил смерть,  воскреснув из мертвых, тем самым положил начало общему воскресению из мертвых.

На Иордане и произошло раскрытие миру истины триединства Божества. Сын Божий Господь Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя, Бог Отец громогласно засвидетельствовал, что это Его Сын Возлюбленный, а Дух Святый в виде голубя снизошел от Отца на Сына (Мф. 3,16-17).

Христос Спаситель в день Своего Вознесения от земли в славу Небесного Отца дал обещание своим ученикам о ниспослании им Духа Святого, необходимого им для укрепления физических  и духовных сил в предстоящих благовестнических трудах (Лк. 27,49; Ин. 15,26).

Ниспослание Духа Святого в Сионской горнице на святых апостолов, на свою Церковь, мы и отмечаем в день Пятидесятицы. Церковь наша, являясь хранительницей Божественной Истины, щедро одаривает харизмой благодати Святого Духа верных своих чад. Благодать Божия передается через таинства и обряды Церкви, источают её святые иконы и мощи святых угодников Божиих.

Благодать Божию можно ощутить  и после искренней, продолжительной молитвы. Молитва духовно укрепляет силы человеческие, она низводит милость и благословение Божие с неба на землю, она умиротворяет душу человеческую.

Об этом свидетельствует духовный опыт верующих в Бога людей. Свое духовное состояние после молитвенного обращения к Богу один из русских писателей выразил в таких словах:

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

Получаем мы благодать Святого Духа  и посредством участия в Таинстве Таинств святой Евхаристии. Евхаристия – Таинство благодарения и основа духовной жизни христиан. Стремимся мы причащаться во исцеление души и тела и в наследие жизни вечной: «Ядущий  Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и я воскрешу его в последний день» (Ин. 6,54).

Благодатной является и богослужебная жизнь нашей Церкви, вот почему так важно принимать участие в богослужениях не только в воскресные и праздничные, но и в седмичные дни.

Итак, учение о Боге Святой Церкви триадологично по своему содержанию. Бог Отец вечен в Своем бытии, Сын Божий предвечно рождается от Отца. Дух Святой предвечно от Отца исходит. Все совершенства Божеские равно принадлежат Отцу и Сыну и Святому Духу.

Как достигнуть богопознания в наши дни, если Бог пребывает «во свете непреступном» и познать Его невозможно через призму человеческого разума?

Бог в наше время открывается посредством божественной энергии, благодати Святого Духа, и пребывает она в святой, соборной и апостольской Церкви. Для богопознания необходима принадлежность к Христовой Церкви. Наша Церковь посредством Божественного Откровения просвещает и воспитывает своих верных чад, благодатью Святого Духа освящает и готовит граждан для Царства Божия.

Для вхождения в Церковь Христову требуется принять святое Крещение и стать членом Святой Церкви. Для богопознания необходим универсальный подход: молитвенный и евхаристический образ жизни, посещение храмовых богослужений, ознакомление с жизнью святых и подвижников христианского благочестия, систематическое чтение слова Божия, святоотеческих и духовно-назидательных книг, борьба с греховностью человеческой природы и повседневная молитва о самораскрытии нам Божества. И Бог по Своей любви к нам непременно ниспошлет в сердца наши Свою благодать, немощное в этом мире врачующую и оскудевающее восполняющую. Аминь.