Восемнадцатое заседание Литературной гостиной прошло в городе Рудня. Посещение этого музея ждали давно. Можно назвать его самым скромным из всех известных экспозиций Смоленщины, но зато он самый родной и близкий. В нём сохранилась истинная, неискажённая временем и безвкусицей атмосфера жизни одного из главных героев Великой Отечественной войны – Михаила Егорова. В этом доме Михаил Алексеевич прожил свои последние годы с 1966 по 1975, до своего рокового дня. Очень тяжело думать об ушедшем герое, осознавая, что пройдя самую страшную войну в нескончаемых боях, вдруг, при мирной жизни трагически уйти, так обыденно и нелепо.
Скромная обстановка обычного гражданина СССР со средним достатком – так можно оценить обстановку быта Героя Советского Союза, который вместе с другом-разведчиком из 150 стрелковой дивизии Мелитоном Кантария, поставили главную точку в завершении войны, вогнав древко знамени в железную хребтину фашистского рейхстага 30 апреля 1945 года.
Во главе с работником музея-заповедника Меньшовым Сергеем Григорьевичем в музей прибыли члены Союза писателей России от Смоленской областной организации, а также представители Руднянского литературного объединения «Современник».
Заведующая музеем Ирина Михайловна Дорожкина – дочь Михаила Егорова. Она рассказывает об отце так чётко и душевно, что, кажется: сейчас войдёт скромный хозяин дома, дымя папироской «Беломор-канал», сядет на старенький диван под картиной Шишкина «Три медведя» и спросит:
– Ну, как Вы здесь без нас? Помните?
И Ирина Михайловна, будто для отца, рассказывает об обмене горстями земли с родиной его грузинского друга Мелитона Кантария, о проекте «Знаменосцы Победы», о шествии «Бессмертного полка» по Москве, на котором была в этом году:
– Люди двигались беспрерывным потоком с утра до вечера. Утро сменилось днём, день стал вечером, а люди шли, шли и шли…
Выступают учащиеся Руднянской школы № 1: Лосев Никита, Мейтина Ксения, Герасимова Оксана, Кротова Диана, Герасимова Наталья, Алексеева Ангелина и Иванова Мария. Звенят стёкла от громких голосов юных чтецов. Звучат стихи Николая Рыленкова, Булата Окуджавы, Мусы Джалиля, Андрея Дементьева. За талант, дети получают «Благодарственные письма» от Смоленского музея-заповедника, а заместитель председателя правления Смоленской областной организации Союза писателей России Самофралийская Анастасия, вручает руководителю коллектива чтецов, преподавателю Сениговой Наталье Владимировне три тома стихов знаменитого поэта смоленской земли – Смирнова Виктора Петровича.
Поэты говорят мало, в основном декламируют свои стихи. Вера Суханова читает о Соловьёвой переправе, Наталья Толбатова рассказывает в стихах о воине-деде, воине-отце, воине-муже, Анастасия Самофралийская размышляет про мир и войну, поэзия Милы Клявиной назиданием влезает в тишину комнат:
…Посылая всем войнам проклятья,
С потаённой надеждой в глазах
Наши сёстры, отцы наши, братья
Шли на смерть, тайно веря в мечтах,
Что придёт ещё мирное время
И затянутся раны земли…
Поэт Григорий Барков читает своё произведение, которое написал несколько часов назад, а писатель Александр Крячун доводит до слушателей затемнённую сторону великой войны, о которой до сих пор молчат чиновники. Он рассказывает о судьбах бессемейных инвалидов, которым пришлось после победы хлебнуть более горькую чашу существования, чем на самой войне.
Руднянское литературное объединение «Современник», в лице поэтов Ольги Млодиковой, Юрия Миронкина и Виктора Кудрявцева (руководитель объединения, член Союза российских писателей) не могут не гордиться своим земляком. Тема войны проходит через всю поэтическую школу. Она никогда не иссякнет, пока будет жить память. А она, прокопчённая временем, сиюминутная и вечная, вырывается из стихов Виктора Кудрявцева, тонко чувствующего боль всего человечества. Будто под распятием всего рода людского:
…Накрывает лёгкий смертный пух,
Как простынкой, улицу Победы…
Да, действительно – до Великой Победы, которая застолбилась красным знаменем нашего героя, были жестокие дни оккупации, когда люди разговаривали не словами, а стоном и шёпотом. И так сильно этот период показан Виктором Кудрявцевым, что автор не смог не привести его здесь:
О, этот сладкий трудный запах,
Густой и липкий, словно мёд.
Опять под пытками гестапо
Жасмин на кладбище цветёт.
Опять заносит пеной белой
Ограды, звёзды и кресты,
Стакан и хлеб окоченелый
На глянце сумрачной плиты…
Пусть простят меня нынешние гости Литературной гостиной, нашедшие витиевато-праздничные фразы к своим выступлениям, но автор статьи посчитал лучшей речью слова соседки Михаила Алексеевича – Натальи Багузовой. Она вспомнила детство, где был ещё жив не легендарный герой войны, а простой «дядя Миша», который был всегда приветлив, отзывчив, и не делал различия между детьми и взрослыми. Он любил всех.
– Обожал он песни! – говорит Ирина Михайловна.
В зал выходит местный поэт и композитор Алексей Леоненков. Набирает несколько пробных нот на баяне и объявляет своё произведение «Край смоленский мой». Музыка заполняет тихие углы комнат, обнимает слушателей простой мелодией, которая и должна жить здесь постоянно, где никогда не простятся с хозяином дома. Он живёт в скромной обстановке, среди подарков, сделанных руками солдат и преподнесённых к различным юбилеям. Он остался в книгах скромной библиотеки, где каждый лист был прочитан им. Запечатлён навсегда в фотографиях: с Мелитоном Кантария, с Юрием Гагариным, с супругой Александрой и дочкой Ириной, со знаменем Победы, с веточкой яблони…
На столе свежие фрукты из сада. Они собраны с деревьев, посаженных Егоровым. Не трудно представить, что сорок-пятьдесят лет назад, падающие с натруженного лба капли пота героя войны, растворились в земных соках, которые теперь питают сад и огород приусадебного участка музея. Приезжающие с разных стран зрители с восторгом и трепетом вкушают варенья и джемы, сваренные дочерью Ириной, а то и пригубят компоты и морсы из рюмок и стаканов, которых касался Михаил Алексеевич.
Александр КРЯЧУН.
Фото автора и Натальи Толбатовой