Старшее поколение читающих людей помнит времена 80-х годов, когда за «Фаворита» Валентина Пикуля некоторые поклонники исторического жанра готовы были отдавать месячную зарплату. Для современного поколения, «дружащего с заменителями мозгов» – «айфонами» и «айпадами», не понять щемящего трепета обладания бумажной книгой, пахнущей свежей типографской краской.
17 июля 2018 года в Смоленском историческом музее прошла очередная литературная гостиная, посвящённая 90-летию удивительного русского писателя В. С. Пикуля. Ещё при жизни Валентин Саввич подвергался жестокой критике со стороны некоторых деятелей, которых выводил из себя его самобытный талант и титаническая работоспособность. И где теперь эти критики и где Пикуль со своими миллионными тиражами?
Мероприятие открыл ведущий Литературной гостиной Меньшов Сергей Григорьевич, в первую очередь, выразив благодарность Общероссийскому Движению Поддержки Флота и Смоленскому Морскому Собранию в организации юбилейных торжеств.
Участников и гостей приветствовал директор Смоленского музея-заповедника Д.А. Галкин.
Вопрос: «Кто всё-таки Пикуль? Историк или маринист?», не поднимался. Моряки, капитаны I ранга А.А. Терентьев, Ю.И. Маслов и А.И. Яковенко, доказали, что «море» для писателя было главным. Они подчеркнули, что у Валентина Саввича во время встречи с моряками часто проскальзывало сожаление, что он не стал морским офицером. Но читатели думают по-другому: «Тогда мы могли потерять гениального писателя!»
Во время выступления, капитан II ранга, старший научный сотрудник Смоленского музея-заповедника Старовойтов Л.И., подметил о книгах Пикуля: «Они написаны, согласно определению А.П. Чехова – умно, талантливо и благородно!».
Заместитель председателя правления Смоленской областной организации Союза писателей России, поэт Самофралийская Анастасия, от имени председателя правления Олега Дорогань, сказала, что Пикуль – это настоящий патриот России. И какие бы ни претерпел он нападки, ни единой буквой не изменил Отечеству. От себя она добавила, что Валентин Саввич писал книги для настоящих мужчин.
Член союза писателей России Татьяна Харитонова рассказала о своём видении произведений Пикуля. Её поразило тонкое знание писателем женской психологии.
Прозаик Александр Крячун разъяснил ситуацию, возникшую по поводу «работал ли Валентин Саввич в архивах?», которую поднимают не слишком компетентные личности по произведениям Пикуля. После его смерти от него осталась картотека, насчитывающая более 25000 (двадцать пять тысяч!) карточек подлинных исторических лиц от императоров до лакеев, от адмиралов до матросов. В них, помимо портрета, описан характер, привычки, вплоть до цвета волос и любимых кушаний. Можно ли было, не обращаясь к архивным материалам, собрать эту уникальную коллекцию?
Александр Дмитриевич также встал на защиту Пикуля, которого обвиняли в «исторической неправде». Он коснулся приёмов написания художественных произведений и указал, что повесть или роман – это не доклад краеведа и не диссертация на историческую тему, где отступления от исторической правды не приемлемы. Пикуль брал основной и реальный исторический образ и благодаря своему необузданному таланту погружал читателя в захватывающий мир действий. Если бы Валентин Саввич показывал скучную жизнь придворной знати и исторический ход времени в точном хронологическом порядке без вмешательства своей фантазии – это были бы простые и скучные «бухгалтерские отчёты», похожие по монотонности на телефонный справочник или «Инструкцию по бетономешалке».
В заключение председатель Смоленского регионального отделения Общероссийского Движения Поддержки Флота Терентьев А.А. вручил грамоту руководителю Литературной гостиной Меньшову С.Г. «За значимое содействие в проведении Литературной конференции по сохранению исторической памяти и творческого наследия писателя, историка, мариниста, гражданина России В.С. Пикуля!»
Александр КРЯЧУН.
Фото автора и Натальи Толбатовой.