На выставку картин (живопись, акварель, книжная графика) и демонстрацию книг, писателя и художника Крячун Александра, открытие которой состоится:
6 сентября 2018 года в 16.00 в библиотеке им. А.Т.Твардовского по адресу: ул. Большая Советская 25/19, 4 этаж.
«…основными героями его картин являлись приходящие опохмелиться пьяницы, потерявшие обличье бродяги и обречённые пациенты туберкулёзного диспансера, которым Крутов давал травяные настои из собранных им в горах растений. Его картины, тронутые лёгким безумием, скорее всего, напоминали работы непризнанных авангардистов с примесью сюрреализма и глубокой философией бродяг-киников…»
А.Крячун, повесть «Звёзды из мусорных баков».
Александр Дмитриевич сам не может дать точного определения: кто он – писатель или художник? Но если поставить на чашу весов эти две страсти – писатель перевесит. На самом деле, они просто дополняют друг друга. Свои произведения он иллюстрирует сам, а рассказы и повести пишет, поглядывая на свои рисунки, сделанные в период экспедиционной жизни в горах и пустынях Средней Азии. Даже мимолётные наброски в полевых журналах, в настоящее время оказывают ему неоценимую услугу в поиске жанров и тем.
«…здоровых, крепких мужчин, за три дня жажда превращала в немощных высыхающих насекомых. Безвольные мумии могли пить мочу, грызть саксаульник и высасывать из прокушенной вены густую жидкость – лишь бы создать иллюзию чего-то мокрого, прикоснувшегося к высохшему языку…»
А. Крячун, повесть «Песок».
О своём становлении, как художника, Александр Дмитриевич рассказывает в своей повести «Главная работа»:
«Была молодость. Бесшабашество. Экспедиции – долгие, рискованные, впечатляющие. Горы лежали раскрытыми и обнажёнными у ног: исследуй, изучай, познавай. Их не надо просить – они отдавали всё сами. Только не терзай, не насилуй и не применяй к ним пошлое слово «покорил». Величие Тянь-Шаня и Памира одурманили Андрея. Ошарашенный увиденными красотами, он взял в руки кисть. Никогда у него не было даже мысли становиться художником, но он должен был им стать – донести до людей то, чего они никогда не увидят. И он им стал. Как это далось ему – не объяснить, как и не объяснить душевное состояние неандертальца, пытавшегося каменным зубилом высечь на стене пещеры нежный цветок…»
Увлечение смолянами-первопроходцами Н.М. Пржевальским, П.К.Козловым и С.С. Четыркиным, не могло прийти спонтанно. Когда-то пройдя их тропами, возможно там, за пределами восприятия простой фантазии, и родилось это стремление – не забывать первых! Даже трёхлетнее, мучительное спасение «Музея смолян-первопроходцев», созданного краеведом Н.Н. Кравклис и преумноженного экспонатами, не повлияло на выбор новых тем и книг. О Смоленских первопроходцах Александром Дмитриевичем написаны несколько статей, в которых он поднимает вопросы, к которым ранее не обращались исследователи. Их, в объединённом варианте он хочет выпустить к 180-летию Николая Михайловича Пржевальского, которое вся планета будет отмечать в апреле 2019 года.
Иллюстрировать книги – это не лёгкая задача. Нужно не только попасть в текст, но и сделать так, чтобы рисунок совпадал с мыслью автора и читателя. Пока что, это удаётся.
Остановить мгновенье не молниеносной вспышкой современного «смартфона», а быстрым росчерком карандаша, часовым трепетом акварельного рисунка или суточным корпением над холстом – эта работа стоит того, чтобы быть увиденной на стенах выставочного зала.
А. Крячун.