8-е заседание Литературной гостиной под названием: «Подвижничество М.К. Тенишевой. Талашкино – заповедный уголок художественного и литературного творчества, культурного созидания», было приурочено к 160-летию со дня рождения Марии Клавдиевны и 130-летию Смоленского музея-заповедника. Оно позволило прикоснуться к великим делам одной из величайших меценаток XIX – XX столетия.
Из областного центра прибыла делегация, во главе со специалистом по экскурсионной и выставочной деятельности музея-заповедника Меньшовым С.Г., в состав которой вошли: председатель правления Смоленской областной организации Союза писателей России Дорогань О.И.; автор памятника Тенишевой скульптор, заслуженный художник России Ельчанинова Л.А.; художник Москаленко В.Н.; заместитель председателя правления Смоленской областной организации Союза писателей России Самофралийская А.; поэтесса Вера Суханова; секретарь писательской организации Николаенкова Г.Е., поэт и журналист Чепурных Н.Н.; представители от Союза российских писателей Удальцов В. и Орлова Е.А.; краевед Кудрявцева Т.В. и другиедеятели искусства и литературы.
Будто оправдываясь за долгую зиму, погода обласкала летним теплом, чуть примешивая к своим прикосновениям лёгкие прохладные дуновения мая. Поездка во Флёново стала отдушиной, принёсшей спокойствие, гармонию и умиротворение.
Более 100 лет назад именно здесь находился один из крупнейших центров культуры России, куда стягивались, будто балалаечные струны к головке грифа, светила всех направлений искусств: художник, философ и путешественник Н.К. Рерих; композитор И.Ф. Стравинский; театральный деятель С.П. Дягилев; певец Ф. И. Шаляпин; художник и архитектор, изобретатель матрёшки С.В. Малютин; художники И.Е. Репин, М.А. Врубель и многие другие.
Мария Клавдиевна стоит на каменной дорожке, «встречая» делегацию из Смоленска. Её бронзовая поступь также легка, как и 120 лет назад. Будто плывёт она, царица Талашкинского королевства, по мощёной булыжником дорожке навстречу гостям, пришедшим к ней из XXI века. Она воплощает красоту и мощь. Но мощь не ту, богатырскую, мужицкую, а силу владения этим миром через искусство и красоту. В руках нераскрытый зонтик и шляпка. Всем казалось, будто княгиня сделает лёгкий реверанс и пригласит в Теремок, из которого она только что вышла. Так, благодаря живой силе мощного таланта, изображена Мария Клавдиевна скульптором Людмилой Александровной Ельчаниновой. Автор стоит чуть в стороне. Цветы ложатся к ногам княгини. Людмила Александровна рассказывает о своей работе, о неоценимой помощи от неравнодушных людей, о воплощении своей давней мечты в увековечивание образа великой Смолянки.
Экскурсия движется по музеям, входит в недавно отреставрированный храм Святого Духа. Совсем не евангельское пророчество Виктора Михайловича Васнецова висит под серыми кирпичными сводами: «Мы тогда только внесём свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного русского искусства…»
Недавно вымощенная тротуарной плиткой дорожка.
Здание сельскохозяйственной школы.
Большой зал. Старшее поколение помнит эти черно-коричневые парты с выемками для ручек и чернильниц-непроливаек.
Сергей Григорьевич Меньшов представляет художника В.Н. Москаленко, который демонстрирует свою работу, посвящённую М.К. Тенишевой: от светлого образа Теремка и всероссийского Талашкинского взлёта до туманного сумрака Парижа, где успокоилась бунтарская душа великой подвижницы в 1928 году.
Небольшой моноспектакль «Мухины именины» по произведению К. Чуковского «Муха-цокотуха» в исполнении Анастасии Клименко, под руководством Виталия Игнатенко, проходит на одном дыхании. Гости сохраняют восторг очень долго. Кульминация сцены – угощение пирожками – вызвало бурные эмоции.
Студентка III курса Ольга Федченкова, волнуясь, будто защищая диссертацию перед строгими судьями, прочитала свою курсовую работу «Театр в музее. Продолжение театральных событий М.К. Тенишевой», добавив к сказанному экскурсоводами свои открытия.
Сергей Григорьевич наградил грамотами музея-заповедника всех выступающих. В зале долго не затихал гул аплодисментов.
Олег Иванович Дорогань, от имени всех гостей, поблагодарил музей-заповедник за удивительную экскурсию по усадьбе Талашкино.
Весна вызывает у людей особое состояние, а у поэтов тем более. Олег Иванович, скорее всего, в своём стихотворении выразил состояние своей души:
…Я за сердце гулкое держусь,
Но заулыбаюсь первой встречной,
А над нею дымкой подвенечной –
Видите? – моя витает грусть…
Анастасия Самофралийская неожиданно признаётся, что её прабабушка ездила к Марии Клавдиевне за консультацией по новомодным причёскам и одежде. Разглашает «тайну» поэтессы Веры Сухановой, которая в молодости играла на сцене Марию Тенишеву. Не разрывается связь смоленских династий, заложенных в XIX веке. Оказалось, что и у поэта Г. Баркова бабушка училась в Талашкинской школе, и там же Вера Суханова работала учителем. Как тесен мир Смоленщины!
Анастасия Самофралийская берёт общую тему людей искусства и читает свои стихи, задаваясь вопросом:
И музыкант, и скульптор, и поэт,
Для творчества стараются немало.
Что легче создавать? Сонату иль сонет?
А, может быть, скульптуру из металла?
Художник Борис Просвирнев демонстрирует авторские почтовые конверты, где главной является тема: «Образ М.К. Тенишевой и живописные окрестности Талашкино».
И вновь поэзия. Вера Суханова вспоминает, как она после окончания института была направлена на работу во Флёново. Её пронзительное стихотворение, полное щемящей любви к этому волшебному уголку Смоленщины, хотелось бы привести полностью. Но ограниченность в объёме репортажа заставляет сокращать строчки:
Ангел летел над рощей
И обронил перо.
Кто мудрей, тот и проще –
Это, как мир, старо…
…Эта мудрость, как стебель,
Выросла в Теремке:
Лучше жар-птица в небе,
Чем воробей в руке.
Члены Союза Российских писателей Вадим Удальцов и Елена Орлова делятся воспоминаниями о преображении Музея-усадьбы за прошедшие десять лет. Стихи написаны меньше месяца назад. Они родились, как только Елена Анатольевна узнала, что впереди встреча с великолепием усадьбы Тенишевой:
Талашкино рифмуется с ромашками,
Что просятся в букет или венок.
В день нынешний вплетая день вчерашний,
Стоит на взгорье диво – Теремок…
Казачий поэт, подъесаул, художник и просто прекрасный человек Павел Щепа отходит от прямой музейной темы и рассказывает о простом дереве. Но как это стихотворение подходит ко времени, если за светлым окном видно, как колышется старый лес, который помнит Бенуа и Поленова:
Ольху да таволгу, осину
С крапивой, серую низину,
Хлам обомшелый под ногами,
И воздух прелый с комарами…
Выступает писатель Александр Крячун. Он делится своей мыслью, возникшей у него в период работы в архивах: «Деятельность Марии Клавдиевны проходила далеко от столиц и крупных городов. Именно этим и притягивал её центр культуры самых одарённых людей России. Создай она что-либо подобное в Москве или Санкт-Петербурге, её деятельность затерялась бы в шуме балаганной жизни дилетантов…».
Никто не остался равнодушным. Волнение, которое приходило против воли, напрочь было снято у кромки озёрной воды. В тишине и покое сидел когда-то на этом берегу Вячеслав Николаевич Тенишев, подаривший в 1893 году своей любимой жене этот край, который она превратила в Земной Рай русского искусства.
Александр КРЯЧУН.
Фото Николая ЧЕПУРНЫХ.