«Я В ЭТО ВЕРИЛ И СТАЛ СЧАСТЛИВЫМ».


(К 100-летию со дня рождения писателя Бориса Васильева).

Когда произносят имя писателя Бориса Васильева, первая реакция, как и у многих, наверняка – «А зори здесь тихие…». Потом уже: «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война», «В списках не значился», фильм «Офицеры» (по пьесе «Танкисты») и другие произведения о войне. И лишь немногие знают, что писатель всегда мечтал быть историком и ближе к концу своей земной жизни стал писать исторические произведения, к которым, полагаю, нужно прикоснулась всем.

Борис Львович Васильев родился в Смоленске 21 мая 1924 года в семье потомственных дворян. Отец — Лев Александрович Васильев (1892—1968) — кадровый офицер Русской императорской армии, впоследствии служил в Красной армии. Мать — Елена Николаевна Алексеева (1892—1978) – происходила из старинного дворянского рода. Став известным писателем, Васильев отметит, что его воспитание было в традициях провинциальной русской интеллигенции, чем наложило весомый отпечаток на его характер – он соотносил себя с людьми 19 столетия: уважал историю, любил литературу и «абсолютно» не умел врать. «Нравственные параметры, в том числе и привычка к труду, закладываются только в семье. Меня воспитала мама по старому дворянскому обычаю — так, как тогда мальчиков готовили к жизни. В первую очередь мальчик должен вырасти мужчиной — нравственным и моральным. Я с детства хорошо усвоил смысл слова «нельзя». В жизни нельзя ругаться, воровать, обижать девочек, не уважать женщин, поднимать руку на слабейшего. Этому мама научила меня еще в том возрасте, когда отец не принимает участия в воспитании. В шесть лет я стал постигать уже другие, отцовские уроки.
Отец воспитывал во мне солдата. Настоящий мужчина не обязательно должен постоянно носить оружие, но в душе он — солдат, защитник». (Б.Васильев)
Духовно-нравственный стержень, который был присущ личности Бориса Васильева, отмечали и окружающие. Поэт Андрей Дементьев, который был с ним дружен, так заметил: «Для меня Борис Васильев, прежде всего, явление нравственное, культурное, явление человеческого духа. Личность высокого мужества и высокого таланта». Не удивительно, что все произведения Бориса Васильева ориентируют нас на претворение в жизнь евангельских заповедей, проросших в писателе через воспитание и укрепившихся в нём, несмотря на окружающую действительность. А по вере и дано будет – писатель считал себя счастливым человеком, и тому есть многие подтверждения.
До 10 лет Борис Васильев жил и учился в Смоленске — в 13-й образцовой школе имени Бубнова, министра просвещения, (на углу улиц Большой Советской и Ленина). Сейчас это дом 23/20 по ул.Б.Советская, где расположен корпус сельскохозяйственной академии.


В 1934 году его отца – кадрового офицера Красной армии перевели в Воронеж. С отцом у Бориса были очень близкие отношения, до конца жизни. Видимо, потому тема репрессий в отношении офицеров, служение другому строю, но той же Родине, была болезненной для писателя. «Вся жизнь моего отца – непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла жизни. У него были поражения и потери, он даже, на первый взгляд, казался очень неприветливым, людям было непросто с ним. Но он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности, чему научил и меня» (Б.Васильев). Это очень важно – не быть равнодушным. Но даже тогда имеет большое значение, как своё неравнодушие к жизни, к миру передаёт человек, как делится с другими высотой своего духа.
В семье старались не говорить о прошлом. Такая позиция родителей мне хорошо знакома – подобное было и в моей семье, где отец был из дворян, а мама из крестьян. Прошлое в семье Васильевых, как бы, начиналось с Гражданской войны. Есть предположение, что его мать Елена Николаевна могла бы погибнуть в период репрессий, если бы отец не перешёл к красным. И многое другое пишут о родственных корнях Бориса Васильева. Но мне кажется, важно, какое развитие получила душа самого писателя, какой след на земле оставил он сам. А жизнь писателя была трудной.
Школьные годы закончились в 1941 году – в 17 лет Борис пошёл на фронт добровольцем в составе истребительного батальона. Попал в окружение, выходил из него, после чего – лагерь для перемещённых лиц, а далее – служба в гвардейском воздушно-десантном полку. В 1943 году он получил контузию (попал на минную растяжку), оказался в госпитале, в котором провёл несколько месяцев. После чего, в этом же году Васильев поступил в Академию бронетанковых войск – для фронтовика было сделано послабление: он сдавал экзамены позже и начал учёбу только в ноябре, с некоторым отставанием. Велико было удивление, когда он увидел, что на инженерно-танковом факультете, где он учился, 2 отделения из 5 составляли девушки. Это был единственный год, когда недавних школьниц, успешно сдавших вступительные экзамены и желающих защищать Родину, принимали в Академию. Полагаю, это было следствием героизма женщин-танкистов, таких, как Мария Октябрьская. 19-летний Борис был парнем высокого роста, но особое внимание обратил на самую маленькую, самую младшую на курсе 17-летнюю Зорю Поляк, хотя и случилось это в комичной ситуации. Девушка выполнила команду по стрельбе, но не включила вытяжку и не прижалась к прицелу, в результате – из танка показалось её смеющееся лицо в копоти и с синяком на лбу. Зоря была не только общительным человеком, но и круглой отличницей, единственным Ворошиловским стипендиатом на курсе, и однажды очень выручила Бориса.
Он завалил экзамен, за что получил выговор от командования и порицание на комсомольском собрании. Курсант Поляк вступилась за него – под честное комсомольское слово пообещала, что курсант Васильев сдаст экзамен по физике. Борис получил четвёрку. Зоря была интеллигентной девушкой, сочетавшей в себе образованность, прочные знания в точных науках и необыкновенную поэтичность, что отражалось даже в её внешности. Но она оказалась не только симпатичной девчонкой, но и сильным духом человеком, под стать ему. Теперь почти всё время они были вместе – лекции, театр, кино, консерватория, выставки. В феврале 1946 года, сдав последний экзамен, они поженились и прожили в любви более 60 лет в своём доме в Солнечногорске, где в 1945 году проходили практику и впервые поцеловались на берегу озера Сенеж. В 1982 году в автобиографической повести «ЛЕТЯТ МОИ КОНИ…», Васильев так напишет: «Я не умер от тифа в 34-м, не в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, однако на теле не оказалось даже царапины. Но, как потом выяснилось, это было всего лишь мальчишеское везенье, а настоящее счастье ожидало меня впереди. Я в это верил и стал счастливым». Я бы уточнила – это был Божий промысел о писателе, который в советское время говорил о Боге, не называя Его имён, но каждым словом подтверждая его присутствие.
Зоря Альбертовна и Борис Львович Васильевы вместе прошли испытания «огнём, водой и медными трубами» — война, предательство близких, связанное с «делом врачей-убийц», организованном в январе 1953 года и прекращённым смертью Сталина, признание, слава сделали эту двоицу единым целым, когда они несли тяготы друг друга и радовались не напоказ.
Пережив предательство, Борис Васильев принял в 1954 году решение профессионально заняться литературой. В 30 лет он вышел в отставку в звании инженер-капитана, проработав многие годы вместе с супругой на оборонку, в том числе на Горьковском автозаводе: он – испытателем военной техники, она – на приёмке. Однако, Васильев и не подозревал, сколько препятствий может быть на литературном поприще. Десять лет, по словам писателя, они жили с Зорей на её маленькую зарплату в 86 рублей, пока к нему пришло то самое признание и даже слава. Но со стороны жены не было упрёков – она во всём поддерживала мужа, верила в него, в его талант. Обладая многими знаниями, а также тактом, что очень важно в семейной жизни, была первым редактором его произведений, и это признавал писатель. Как вспоминала о Зоре Альбертовне её племянница Зоря-младшая, воспитанница Васильевых (своих детей у них не было) «всю свою жизнь отдавала Боре и его друзьям, не обращая на себя внимание». Образы Сони Гурвич, Искры Поляковой списаны именно с Зори Альбертовны.
Первым произведением Бориса Васильева стала пьеса «ТАНКИСТЫ», посвящённая смене поколений в армии послевоенной страны. Под названием «Офицеры» пьеса была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года, незадолго до премьеры, спектакль был запрещен Главным политическим управлением армии без объяснения причин. «Я был самым обыкновенным верноподданным офицером, верноподданным коммунистом и верноподданным гражданином. Избавить меня от всех этих прилагательных могло только… тяжкое испытание» (Б.Васильев). Но, как известно, сталь только закаляется в испытаниях, вера только укрепляется, если это настоящая вера, а не внешние формальные проявления.
И всё же на Васильева обратили внимание мудрые люди. Благодаря Николаю Погодину, главному редактору издания «Театр», в 1955 году он поступил в сценарную мастерскую Главкино, по его сценариям был поставлен ряд фильмов, в том числе: «Очередной рейс» (1958 г.), «Длинный день» (1960 г., о строительстве ГЭС), «Королевская регата» (1966 г.). И хотя они с женой мыкались по коммуналкам Москвы, он продолжал писать пьесы. А вместе они писали сценарии, закадровые тексты для киножурналов «Новости дня», «Ровесник», «Пионерия», «Иностранная хроника», сценарии для телепередач КВН. Васильев написал 5 пьес-сценариев: «Стучите – и откроется», «Весёлый тракт», «Начало», «Отчизна моя, Родина», «Длинный день». В 1960 году он стал членом Союза кинематографистов. Сам писатель признавался, что очень любил кино (вот и ещё одна веточка счастья) — около 20 фильмов было поставлено по его сценариям, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного киноискусства.
Спустя годы, как отмечает в своих воспоминаниях писатель, он понял, о чём просто необходимо писать – о своём, военном поколении. Так в 1969 году появилась произведение «Весною, которой не было», ставшая с лёгкой руки редактора журнала «Юность» повестью «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…», получившей всеобщее признание. В 1971 году Юрий Любимов поставил по ней спектакль в театре на Таганке. В 1972 году повесть была экранизирована другим участником войны Станиславом Ростоцким, по итогам 1973 года стала лидером кинопроката – 66 млн. человек – и получила памятный приз на кинофестивале в Венеции, а позже была номинирована на премию «Оскар».
Несколько раньше, 26 июля 1971 года состоялась премьера фильма «ОФИЦЕРЫ» по пьесе Васильева «Танкисты», в своё время снятой с премьеры. Сценарий к фильму Васильев писал вместе с Кириллом Рапопортом и режиссёром Владимиром Роговым. Успех был ошеломляющим. И уже полвека этот фильм о двух друзьях, сохранивших лучшие человеческие качества в непростых жизненных ситуациях, интересен разным поколениям.
В 1974 году был опубликован роман «В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ» — о защитнике Брестской крепости. Роман основан на реальных фактах, подтверждённых воспоминаниями свидетелей и очевидцев, которые собрал Сергей Смирнов в своей книге «Брестская крепость». Основой сюжета стала услышанная писателем история о бойце, который до последнего защищал крепость, но все, что о нем известно, это его имя – Николай, поскольку в списках он не значился. Согласно историческим данным, благодаря этому защитнику немцам удалось взять крепость только в апреле 1942-го года. «В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек обладает высокой нравственностью, если он живёт и действует по совести, то в тяжёлый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку» (Б. Васильев).
В 1976 году по одноимённой книге Васильева выходит фильм «АТЫ-БАТЫ ШЛИ СОЛДАТЫ…» — последний для актёра и режиссёра Леонида Быкова – где происходит пересечение жизней поколений отцов и детей: в 70-е годы дети собираются на месте последних боёв отцов и вырастает параллель 40-х, где война сочетается с лирическим юмором. Ведь жизнь продолжается, равно как и сейчас, когда идёт СВО.
В этом же году Борис Васильев завершает повесть «ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА» — о мальчишках и девчонках, которые встанут в своё время на защиту страны, а пока они проходят испытание предательством. Отца убеждённой комсомолки Вики признали предателем, под всеобщим давлением она публично отреклась от него, не выдержав испытания разочарованием в своих идеалах. Но именно такие, пусть и разочаровавшиеся, но уже задумавшиеся, встанут потом на защиту Отечества и отстоят его. Главное – быть честным, это основная мысль повести, ведь отец лжи, как известно, дьявол и дружба с ним убивает душу. Повесть пролежала в столе писателя 10 лет, была впервые опубликована в 1984 году, а в 1987 году Юрий Кара снял одноимённый фильм, который был удостоен Золотой медали им. А.Довженко как лучший военно-патриотический фильм.
«Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь…» — так прокомментировал своё произведение «НЕ В СТРЕЛЯЙТЕ БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ» («в» добавил редактор, так и осталось), появившееся в печати в 1973 году. Это первое крупное произведение Бориса Васильева о мирной жизни, хотя на самом деле война за души не прекращается, и герою романа Егору Полушкину приходится воевать за жизнь лебедей, за свою душу и даже за душу сына. В произведении поставлен вопрос о мере ответственности каждого человека за происходящее вокруг. В 1980 году Родион Нахапетов снял одноименный фильм.
Отношения с войной, участником которой был сам писатель, послевоенные темы, не отменили его мечты – «Я всю жизнь мечтал стать историком…», так напишет Васильев, поясняя своё обращение к глубинной истории России, Руси.
Но сначала он обратился к отечественной истории 19 века и написал большой роман к 100-летию русско-турецкой войны 1877-1878 гг. «БЫЛИ и НЕБЫЛИ», посвященный участию России в освобождении Болгарии от османского ига. Главные герои – члены семьи Олексиных. Поиски правды и справедливости ведут героев. Этим романом автор начал сагу о поколениях рода Олексиных, прототипами которых стали Алексеевы, предки Васильева по линии матери — 4 романа «СТОЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ РУССКОГО ДВОРЯНСКОГО РОДА ОЛЕКСИНЫХ» в 5 томах. Это попытка найти ответы на вопросы: «Кто мы?», «Почему мы такие?», «Почему не учимся на своих ошибках?». Он обозначил проблему исторической памяти, показал причины распада времени на «Было» и «Есть». Одна из героинь Васильева говорит: «Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, неотвратимо, потому что меняет личность человека». Взаимосвязь событий и фактов обращает к знаниям бытия.
Видимо, поэтому после этого романа Борис Васильев уходит в ещё более дальние эпохи, открывающие историю не просто России, а Руси – дохристианской и христианской. Масштабный цикл исторических романов «Князья древней Руси» открывается романом «ВЕЩИЙ ОЛЕГ», написанном в 1996 г.
«ЯРОСЛАВ И ЕГО СЫНОВЬЯ» — так называется следующий роман цикла, написанный в 1997 году. Были и другие названия – «Юность Мономаха», «Александр Невский». Доктор филологических наук, профессор МГУ, священник Илия Ничипоренко в своей статье «О романе Бориса Васильева «Александр Невский» (2020 г.) так сказал: «Творчески обозревая значительный материал древнерусской жизни, автор утверждает «человеческий» взгляд на историю, чуждый отвлечённой сакрализации её действующих лиц. Так, государственная мудрость Александра Невского как политика и дипломата в общении с новгородцами, Ордой, литовским князем Миндовгом сочетается с его ужасанием от нравственной нечистоты общественно-политических отношений, где всё продаётся и покупается», и взысканием высших, Богом определённых смыслов в исторических путях разных народов и государств».
В 2001 году из-под пера Васильева выходит роман «ОЛЬГА, КОРОЛЕВА РУСОВ», как продолжение романа о Вещем Олеге. В этом произведении он показывает борьбу за душу: Ольга хочет мира между славянами, но жестоко подавляет восстание древлян; она делает всё, чтобы сына Святослава увидеть на княжеском престоле, но получает лишь сыновнюю ненависть за распространение христианства на Руси.
В 2006 году Васильев напишет и о Святославе, в книге «КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ», но как о воине, патриоте, испытавшего предательство и коварство приближённых и не принявшим веру матери, которую примет его сын Владимир, о чём писатель свидетельствует в своём следующем романе «ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО», написанном в 2007 году.
Завершает исторический цикл роман «ВЛАДИМИР МОНОМАХ», вышедший в свет в 2010 году. В нём повествуется о драматических страницах жизни великого князя, не только полководца, не проигравшего ни одной битвы, но и отличного дипломата, объединившего русских удельных князей для отпора половцам.
В период работы над историческими книгами в 2004 году Васильев пишет роман «ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ». Так по Гегелю называется основной закон диалектики в его идеалистической системе — новое отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. В романе автор показал, что этот закон работает только в пределах материального мира и не работает в духовном мире, насколько важно в новое вплетать старое, в том числе, или точнее, прежде всего, памятуя о Боге. Одна из героинь романа дворянка по происхождению Татьяна Вересковская, оказавшись в наитруднейшей жизненной ситуации и ставшая вдруг Агафьей Кузнецовой, в своих рассуждениях отмечает: «Когда есть отрицание, Бога нет». Другой герой – дворянин, вынужденно ставший патологоанатомом Голубков Платон Несторович – так говорит молодому мечущемуся поколению: «Детей исстари в гармонии воспитывают, и церковь эту гармонию всячески поддерживала. Храм Божий – особенно на селе – был спасением от громкого мира, от всяческих свершений, которые необходимы для будущего царства всеобщего равенства удовольствий, но отнюдь не равенства труда, потому что труд не может быть равным. Не может изначально, ибо в нём заключено творчество».
Жена Васильева Зоря Альбертовна Поляк умерла в 2013 году в 87 лет. А 11 марта того же года, спустя три месяца не стало и Бориса Львовича. Похоронены они рядышком на Ваганьковском кладбище Москвы (43 участок).
В день смерти писатели откликнулись и миряне и священники – все они были воспитаны на книгах Бориса Васильева и с теплотой говорили о большом писателе, повлиявшем на их жизненный путь. Иеромонах Дмитрий (Першин) так сказал о почившем: «Думаю, в эти дни мы все будем молиться об упокоении новопреставленного раба Божия Бориса и просить Господа, чтобы Он во всей полноте явил ему ту красоту, о которой он свидетельствовал в своих книгах». Известный писатель, историк, один из ведущих радио «Вера» Дмитрий Володихин 12 марта 2013 года написал: «Дай-то Бог нынешним русским писателям хранить душу в такой чистоте, как Борис Львович Васильев».
Присоединяюсь к тем исследователям творчества Бориса Васильева, которые утверждают, что наш суетный мир пока недооценил мудрые исторические романы писателя, который, не проповедуя, ведёт глубокий разговор о нравственно-духовном начале человека, о вере в истинного Бога.

ЕЛЕНА ЛЫШКОВСКАЯ,
член СП России