Слово в Неделю восьмую по Пятидесятнице

                                                                Протоиерей Михаил Горовой 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С целью духовного просвещения Святая Церковь, братья и сёстры, предлагает в сегодняшний день нам евангельское повествование о насыщении Господом пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч людей.
 Данное событие произошло в безлюдной пустыне. Народ из городов и селений прибыл к Господу для получения назидания и утешения. Духовное общение Господа с людьми продолжалось до позднего вечера: недужные получили исцеление, Божье Слово принесло многим душевное успокоение и подкрепление. Слушая слово Божественного Спасителя, народ позабыл о пище. Ученики просили Господа, ссылаясь на позднее время, отпустить народ, чтобы они пошли в населенные места и приобрели пищу.
  Господь проявляет к Своему народу любовь и всемогущество. Он повелевает ученикам приготовить людям пищу. Ученики ответили, что они имеют пять хлебов и две рыбы. Тогда Господь Иисус Христос: «… велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей». (Мф. 14, 15-21). Насыщением такого количества людей пятью хлебами и двумя рыбами, Господь совершает чудо в целях домостроительства человеческого спасения. Чудо – это такое таинственное действие Божие на людей или природу, которое ставит человека перед реальным присутствием Бога в мире.
  Чудеса в истории христианства служили стимулом к нравственному перерождению грешных людей, способствовали укреплению веры в Бога и проведению добродетельной жизни. Сохранение и распространение Христовой веры в Новозаветное время, несмотря на жестокий характер гонений – это тоже чудо: «…Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». (Мф. 16, 18).
  Вся жизнь нашей Церкви благодатна и исполнена чудес. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Желаешь увидеть чудо. Хочешь увидеть чудо великое, явное и более славное, чем печь вавилонская, чем воскрешение сына вдовы и воскрешение Лазаря или насыщение пяти тысяч? Приди в Церковь, и я покажу тебе великое чудо, чудо, которое совершается всегда. Зайди в Церковь, и ты увидишь, как в неё приходит волк, а выходит ягнёнок». Приходят люди, замаранные грехом, а выходят после таинства Покаяния, очищенными от греха и примирёнными с Богом. Главным же чудом нашей веры является чудо воскресения Господа из мёртвых и Его победа над смертью, силами дьявола и грехом.
  Во время общественного служения людям на земле Господь совершил множество чудес. Но перед Своим славным Вознесением дал власть Своим ученикам-апостолам, а в лице их и членам Новозаветной Церкви, возможность совершать чудеса. «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». (Мк. 16, 17-18).
  Книга Деяний святых апостолов свидетельствует о тех чудесах, которые совершали апостолы в ранней христианской Церкви. На протяжении истории Церкви святые благодатью Божией совершали чудеса. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, молитвенным предстательством пред Богом укрощал бурю на море. Праведный Иоанн Кронштадтский с благодатной помощью врачевал физические и духовные заболевания. Блаженная Ксения Петербургская, обладая духовным дарованием прозорливости, предсказывала людям будущее. А блаженная Матрона Московская получила от Бога дар утешения и исцеления страждущих. Этот перечень святых можно продолжать и дальше, но это будет свидетельствовать об одном – о том, что Церковь Христова святая и в ней зримо действует через духоносных людей благодать Святого Духа.
  Да и в наше время, Богу содействующу, архипастыри и пастыри Церкви совершают таинства и обряды, преисполненные благодатных даров. В день праздника Крещения Господня во всех храмах служится чин Великого освящения воды. И по молитвам Церкви простая вода после сошествия Святого Духа становится великой агиасмой (святыней), пронизанной Божественной энергией, освящающей материальный и духовный мир всех, открывающих своё сердце Богу.
Совершается великое чудо и за Божественной литургией, когда Богу приносится бескровная Жертва за грехи мира, Духом Святым прилагается хлеб и вино в Тело и Кровь Христову для освящения народа Божия. Совершаются и другие чудеса для свидетельства присутствия Бога в мире и для укрепления слабости и веры человеческой.
  Конечно, целью христианской жизни не является осуществление поиска и ожидания чудес, если будет необходимость, Бог их сам пошлёт, наша цель – стяжание благодати Святого Духа. К этому нас призывает Священное Писание: «Плод ваш есть святость, а конец жизнь вечная» (Рим. 6,22) и святые Церкви, просиявшие подвигом веры и благочестия на нашей земле. Аминь.