«ЖИВАЯ ПУШКИНСКАЯ ПЛОТЬ»

Юбилей

6 июня – День русского языка, учреждён организацией объединённых наций в 2010 году и отмечается в день рождения великого Александра Сергеевича Пушкина. В России является государственным праздником, учреждённым Указом Президента страны Владимира Путина в 2011 году. Нынче праздник особенный – А.С. Пушкину, «Нашему Всё», как сказал о нём поэт Аполлон Григорьев, исполняется со дня рождения 225 лет.

Смоленская родословная гения.

А.С. Пушкину не пришлось побывать на Смоленщине, но связи его с нашей землёй многовекторны и порой более чем существенны. В многочисленном окружении поэта авторитетный смоленский историк и писатель Анатолий Трофимов (1933-1995) обнаружил более 300 наших земляков-смолян или людей, чья жизнь и деятельность тесным образом оказались связанными со Смоленским краем.

В своей книге «Смоляне в окружении А.С. Пушкина», вышедшей в 1995 году четырёхтысячным тиражом в издательстве «Траст-Имаком», А.Я. Трофимов говорит, что одни из них были близкими друзьями поэта, посвящавшего им свои произведения, другие часто с ним общались в литературных и театральных кругах, с третьими он был знаком по служебным делам, четвёртых упомянул в своих произведениях и письмах. Характер их общения, подчёркивает Анатолий Яковлевич, был самый разнообразный. Так, С.Г. Ломоносов и Н.А. Корсаков были товарищами поэта по Царскосельскому лицею, П.М. Азанчевский был «поручителем за невесту» при венчании с Н.Н. Гончаровой, а Е.П. Потёмкина – «посажённой матерью» на свадьбе, В.В. Энгельгардт помог писателю в работе над «Историей Пугачёва», Н.В. Путята предотвратил дуэль поэта с де Лангренэ. Пушкин был дружен с семьями дворян Потёмкиных и Глинок, князей Урусовых и Голицыных.

Со Смоленской губернией была связана и жизнь предков поэта. Подчеркнём, что родословная Пушкина по матери, Надежде Осиповне, идёт от смоленских князей Ржевских (это указано в первом томе Гербовника). Связаны с нашим краем и предки поэта по отцовской линии. Владения их располагались в Вяземском и Дорогобужском уездах. Боярин Г.Г. Пушкин был первым смоленским воеводой после освобождения города от поляков в 1654 году. При Петре I Пушкины попали в опалу, были лишены своих владений и боярского звания, а один из них – Фёдор Пушкин – в 1697 году был казнён:

С Петром мой пращур не поладил

И был за то повешен он.

Из самых крепких творческих связей уроженцев Смоленщины с гениальным поэтом на первое место выходит, конечно же, дружба с другим великим россиянином – композитором Михаилом Глинкой (в эти дни — но не провидение ли — Смоленщина и Россия масштабно отмечают 220-летие основоположника отечественной классической музыки!). Знакомство двух великих гениев ведёт отсчёт аж с 1817 года, когда Михаил Глинка учился вместе с Львом Пушкиным в Благородном пансионе при Петербургском университете. Александр Сергеевич часто приходил к брату. Компания, как вспоминает в своих «Записках» Глинка, собиралась у Вильгельма Кюхельбекера, учившего их русской словесности.

На стихи Пушкина Глинка написал романсы «Адель», «В крови горит огонь желанья», «Где наша роза», «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье» и другие. Последний романс композитор посвятил дочери А.П. Керн – Екатерине Ермолаевне, которой был увлечён.

Среди писателей-смолян, друживших с Пушкиным, первенство отдадим братьям Сергею и Фёдору Глинкам. Своё отношение к творчеству Александра Сергеевича они неоднократно выражали в стихах, причём, читая их своему кумиру лично.

С.Н. Глинка (1775-1847), например, вскоре после свадьбы поэта и Натальи Гончаровой, в 1830 году написал в доме молодожёнов в их честь стихотворное приветствие: «Поэт! Обнявшись с красотою, / С ней слившись навсегда душою, / Живи, твори, пари, летай!..». А заканчивается приветствие более чем эффектной констатацией: «Теперь ты вдвое вдохновлён, / Что ж, будет новое творенье – / Покажешь: ты дивить рождён!».

А.С. Пушкин хорошо знал сочинения С.Н. Глинки, с уважением относился к его заслугам перед Отечеством: «Пылкость и неустрашимость его духа обнаружились в его речах, письмах и деловых записках. Он увлёк сердца просторечием сердца».

Фёдор Глинка (1786-1880), обладатель золотой шпаги с надписью «За храбрость» и автор «Записок русского офицера» (1815), в то время, когда имя сосланного на юг Пущина было почти под запретом, помещает в журнале «Сын Отечества» приветствие опальному поэту – стихотворение «К Пушкину», которое заканчивалось пророческими строками: «Судьбы и времени седого / Не бойся, молодой певец! / Следы исчезнут поколений, Но жив талант, бессмертен гений… /»

В ответном послании А.С. назовёт Глинку великодушным гражданином: «Когда средь оргий жизни шумной / Меня постигнул остракизм, / Увидел я толпы безумной / Презренный робкий эгоизм. / Без слёз оставил я с досадой / Венки пиров и блеск Афин, / Но голос твой мне был отрадой, / Великодушный гражданин».

После смерти А.С. Пушкина Глинка написал в 1837 году стихотворение «Воспоминание о пиитической жизни Пушкина», а в 1866 году — «Удаление А.С. Пушкина из Петербурга в 1820 году» — важный источник для политической биографии поэта.

Действителен во все времена.

Из XIX века, когда ещё даже при жизни гения ему было посвящено столько стихотворных посланий, что из них запросто можно составить целый фолиант, перенесёмся в XX и XXI века — и мы увидим, что книжная Пушкиниана насчитывает тысячи и тысячи откровенных признаний в любви к поэту всех поэтов. Где истоки этого на протяжении двух столетий супермассового почтения светоносному гению, сумевшему как никто из мастеров слова показать Отечеству и миру силу русского языка? Ответим на этот вопрос словами Александра Твардовского, взятого нами из его статьи «Пушкин» (1949 г.):

«Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника и никогда не чувствует подавленности близостью гения. Таков светлый, человечнейший гений Пушкина, в этих чертах являющийся образом гармонической, ясной личности. «Гений, – говорит Н.Г. Чернышевский, – ум, развившийся совершенно здоровым образом». Это замечание – невольно хочется отнести к разуму, здоровью, ясности, чудесной естественности Пушкина».

А в своём стихотворении «К портрету Пушкина» А.Т. Твардовский в 1937 году напишет, славя Россию: «Земля, где песни так живучи, / Где их слагает и поёт / Сам неподкупный, / сам могучий, / Сам первый песенник-народ. / Земля такая не могла ведь, / Восстав из долгой тьмы времён, / Родить и нынче гордо славить / Поэта меньшего, чем он…»

Игорь Северянин в 1926 году в сонете «Пушкин» воскликнет: «Есть имена, как солнце! Имена – / Как музыка! Как яблони в расцвете! / Я говорю о Пушкине: поэте / Действительном в любые времена».

«Крылатым становится слово».

Смоленские поэты, равняясь на своего абсолютного лидера и лидера всей смоленской поэзии А.Т. Твардовского, постарались сказать о творчестве и личности А.С. Пушкина свои самые главные слова.

«Под грозами века рождённые, / Не раз убеждались мы снова, / Что только судьбой подтверждённое / Крылатым становится слово» – напишет Николай Рыленков.

А вот Леонид Козырь в своём стихотворении «Памятник», состоящем всего из одного четверостишия, покажет и характер и провидение гения: «Пушкин свой «Памятник» не дал в печать – / Найден он был после смерти поэта / В рукописях. Значит, многие лета / О сокровенном хотел умолчать».

Из одиннадцати произведений состоит «Венок поэту», сплетённый Алексеем Мишиным. В одном из них А.В. Мишин признаётся: «/ Он весь во мне, / Как ярый зов вперёд. / Его потомки / Вечно будут славить, / Я не могу / Без Пушкина представить / Тебя, / Вольнолюбивый мой народ! Какие песни / Страстно им пропеты! / Какие растревожены умы! / Без Пушкина в России / Нет поэтов, / Без Пушкина в России / Нет зимы!»

Много стихов, посвящённых гению, у Виктора Смирнова, однако в отличие от своих коллег В.П. Смирнов достаточно часто старается дать оценку отношениям поэта и Натали. Например, «Её красу он не считал игрушкой – / И, может, был великим оттого. / Лежит в гробу, белее снега, Пушкин. / И я молчу, я слушаю его. / Она озарена весенней ранью. / Её душевный мир заре открыт, / Но этой красотой я только ранен, / А Пушкин ею вовсе был убит!»

Пронзают душу жгучие строки Александра Агеева: «Свобода – это тоже узы. / Покоя нет и воли нет. / Любовь земной до боли музы / Окупит гибелью поэт. / Он изначально знал: бывает / Шлагбаум на косой версте… / Россия руки умывает / Лишь кровью брата на кресте».

Свои отношения с музой у основателя смоленского ЛИТО «Родник», где воспитано более 40 членов Союза писателей России, Почётного гражданина города Смоленска Юрия Пашкова: «Топчу в грибных скитаньях травку, / Вершу казённые дела… / Должно быть, муза мне отставку, / На что-то гневаясь дала. / И лиру спрятала куда-то / И быстрокрылого коня. / – Послушай, – говорю, – когда-то / Благословила ты меня… / И с укоризною во взоре/ Сказала мне она в ответ: / – Ты говорил как стихотворец, / Так промолчи хоть как поэт!»

Прекрасные организаторские качества редактора-составителя плюс к ним усидчивость и настойчивость проявил Юрий Васильевич при издании в 1999 году книги «Смоляне – Пушкину», приуроченной к 200-летию гения. Юрий Пашков с помощью кандидата исторических наук Анатолия Трофимова и библиотекарей-краеведов Ирины Ребровой, Галины Ковалёвой, Дины Солонец и Ирины Малащенковой собрал под одну обложку около 70 смоленских авторов! Среди них те, кого сегодня нет рядом с нами – Владимир Фирсов, Владимир Тазов, Георгий Ладонщиков, Михаил Сосенков, Павел Ульяшов, Евгений Алфимов, Анатолий Лукьянов, Нина Яночкина, Сергей Капитанов, Раиса Ипатова, Вера Иванова, Михаил Голешев, Леонид Яценюк, Сергей Машков, Николай Сухарев, Иван Воробьёв… И, радостно, что те, кому Ю.В. Пашков предложил 25 лет назад напечататься в «пушкинской книге», сегодня среди нас и плодотворно работают в литературе. Это Анатолий Запрягаев, Геннадий Пастухов, Николай Чугунков-Кривич, Тамара Лосева, Вера Суханова, Наталья Егорова, Александр Лучин, Александр Клименков, Юрий Кекшин, Виктор Кудрявцев.

К месту сказать, В. Кудрявцев в минувший вторник, 4 июня, на торжественном мероприятии в Москве в Общественной палате РФ получил высокий наградной диплом — как победитель второго международного конкурса «Гений места» в номинации «Лучшее стихотворение».

В написанном белым стихом произведении поэт из Рудни описывает свою встречу с Пушкиным в Михайловском: «Из-за угла храма / своею стремительной походкой / с развевающимися полами / любимого / тёмно-коричневого / с отливом / сюртука, / с тяжёлой тростью в руке / выбежал поэт / и, приподняв цилиндр, / попросил позволения / присесть / рядом со мной. / Пару минут помолчал, / придирчиво / изучая надпись / на памятнике, / тряхнув курчавой головой, / улыбнулся. / А потом, / поворотив ко мне / обжигающе-некрасивое, / прекрасное лицо, / тихо произнёс: / – На свете счастья нет, / а есть покой и воля… / Вы ведь, сударь, / об этом / изволили думать?!».

6 июня, в областном центре, в сквере на улице Дзержинского у бюста А.С. Пушкина, начиная с 12 часов и до позднего вечера будут звучать и стихи гения и строки от мастеров слова большой литературной земли, которая зовётся Смоленщиной, ему посвящённые.

«Осуществлённый матерьял».

Сколько памятников Пушкину в Смоленске? Об одном мы уже сказали выше, второй тоже на виду – из скверика, что у школы № 26 имени А.С. Пушкина, бюст Александра Сергеевича обращает свой задумчивый взор на улицу имени космонавта Андрияна Николаева.

Третий же памятник гению – полуфигура – скромно присутствует в музее Сергея Тимофеевича Конёнкова. Скульптура Пушкина сделана С.Т. Конёнковым по просьбе Максима Горького. Шедевр, созданный гением и подаренный землякам-смолянам! Давайте, друзья, почаще бывать в музее на улице Маяковского, чтобы восхититься не только гениально изваянным портретом А.С. Пушкина, но и другими восхитительными трудами лауреата Ленинской премии С.Т. Конёнкова, тем более, что в июле Сергею Тимофеевичу исполнится 150 лет.

А сейчас обратимся к стихотворению Юрия Пашкова «В мастерской скульптора»:

Колючей крошкой брызнул камень,

Ударил дух пороховой –

Коснулось что-то под руками

В гранитной глыбе вековой.

И запросилось на свободу,

Горячий торопя резец.

И, стряхивая с плеч породу,

Пробился Пушкин, наконец.

Я видел, как его живого

Стеснял и тяготил гранит, –

И брови сдвинулись сурово,

И лоб морщинами покрыт.

А мастер хмурился тревожно,

Зернистый пот с лица стирал,

Осматривая осторожно

Осуществлённый матерьял.

Неспешно брал резец, устало,

Боясь поранить, уколоть

Своим отточенным металлом

Живую пушкинскую плоть.

С праздником, дорогие смоляне – Днём русского языка и 225-летием со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, благодаря таланту которого, русский язык поднялся до уровня великого национального и мирового языка.

Владимир Королёв,

член Союза писателей России.

Фото Николая Чепурных, 6 июня 2022 г.