Я знаю многих поэтов и писателей из зоны Специальной военной операции: Александра Сигида из г. Молодогвардейска, Людмилу Гонтареву из г. Краснодона, Игоря Лысого из г. Донецка, Тамару Чайка из г. Луганска, Елизавету Хапланову из г. Макеевка, Елену Лаврову из г. Горловка и других. Со многими знаком лично. Санкт-Петербургский поэт Любовь Сердечная, неоднократно посещавшая зону боевых действий, на этот раз прибыла с творческой встречей «В прифронтовом Луганске». Мы встретились 20 марта 2024 года в редакции журнала «Невский альманах», где она познакомила меня с удивительным человеком ̶ воином, казаком, поэтом-песенником Константином Шлямовым.
Потом отозвала меня к столу, где лежала книга отзывов о выставке картин, проходящей в редакции, раскрыла ладонь и сказала:
− Смотри! Это оттуда!
На её ладони лежал осколок. Продолговатый, шершавый, с зазубринами, для того чтобы рвать живую плоть, не оставляя шансов на жизнь. Чей он? Американский, польский, болгарский, германский, австралийский или «добрый» дар Евросоюза? Чей бы он ни был, но его делали для того, чтобы убить.
Сразу вспомнилась служба в Советской Армии. По воле случая я попал именно в те места, где воевал мой молодой отец, в Калининградскую область, бывшую Восточную Пруссию. Он призвался одним из последних наборов в январе 1945 года. Как не рвались новобранцы в бой, старые военнослужащие не пустили их на штурм Кенигсбергской крепости, оставив их, ещё не потрёпанных войной юнцов, для продолжения поредевшего поколения. В мае 1972 года я стоял на окраине Калининграда. Здесь ещё были развалины, оставшиеся от войны. Сквозь бетонные и кирпичные руины, раздвигая рваную труху бывших зданий, проросли кусты и травы. Вдруг я увидел, что из куска кирпичной стены, торчит продолговатый осколок. За четверть века он проржавел и легко вытащился. Сразу пришла мысль: «Ведь этот кусок металла мог убить моего отца, и тогда, обугленная ниточка нашего древнего рода тихо бы порвалась… и я не стоял бы здесь…».
Константин Шлямов из семьи военнослужащего. Его позывной «Походный». Он из тех крепких парней, на которых достаточно взглянуть и становится ясно: «Настоящий мужчина, который может любить людей, а придёт тяжкая година, возьмёт в руки винтовку, и без раздумья пойдёт убивать врагов!». В 2022 году он собрал более ста своих друзей-казаков и уехал в зону боёв под Луганск, в бригаду «Сибирь» Добровольческого штурмового корпуса. Строки его песен, сплетены, будто из порохового дыма, а вместо знаков препинания пулевые отверстия:
Плач, Украина плач.
Грех на тебе самоубийства.
Ты сама для себя палач
Ядом мутного украинства…
Константин перебирает струны. Голос хорошо поставлен. Струны, будто тетивы лука. Каждое прикосновение к ним издают тонкий звук посылаемой стрелы во врага.
Его сменяет Любовь Сердечная. Она представила небольшую, по размеру кармана гимнастёрки, книгу «Россию не сломить».
Её призывные, набатные строки, рубленные, будто тесаком мести, рвутся из тесноты бумажных страниц:
И пепел не дает спокойно спать:
Зовёт сомкнуть ряды, сильней сплотиться.
Мы русские! И нам не измениться!
Я русская! И мне другой не стать!
Как продолжение стихов Сердечной слово переходит к Константину Шлямову:
Грозный Донбасс!
Славный Донбасс!
Вольный Донбасс!
Брат наш Донбасс!
Русский Донбасс!
Взрывается зал. Дрожит люстра. Картины на стенах зала покачнулись. Слаженный хор повторил: «Русский Донбасс! Россия ̶ Победа! Русский Донбасс! Россия ̶ Победа! Смерти ̶ нет! Мы победим!».
Работа поэтов приносит не меньший вклад в общее дело Победы, чем бойцы в окопах. Продолжатели великих поэтических битв далёкой Отечественной войны: Твардовского, Симонова, Суркова, Берггольц, Исаковского, Тихонова выпустили томик стихов «Поле битвы». Но не нужно судить значимость книги по толщине переплёта. Достаточно открыть страницу и вылетают строки, будто пепел мести из горящих изб и кровоточащих ран, словами поэта Владимира Скобцова из Донецка:
Был урожайным високосный год,
И кровью смерть была пьяным-пьяна,
От туч свинцовых гнулся небосвод,
Прогнулось всё, но не моя страна…
Каждая строка, как пуля, выпущенная по врагу. Каждая строфа ̶ приближение Победы.
Наступила печальная минута. Выходит вдова капитана. Как не вяжется её молодое красивое лицо с привычным образом пожившего горького лика. Жаннет Бар рассказывает о фотографиях, которые присылал муж. На снимке алый мак, снятый, скорее всего с борта боевой машины. Счастливый цветок может быть, через несколько минут будет раздавлен траком танка или разорван на атомы от снаряда. Она сама побывала в зоне боёв и привезла целую выставку.
Осталась память в жизнерадостных мгновениях. А жизнь продолжается:
…Во тьме, забываясь,
Ты сонной рукой
Подушки касаешься
Рядом пустой…
Говорили много. Чтили героев. Вспоминали павших. Как клятва звучали слова Любови Сердечной:
Мы помним, мы любим, мы верим, мы знаем:
«Никто, кроме нас!» и «Своих не бросаем!»
Выступил ветеран афганской войны Станислав Сандалов. В его стихах смешался огонь восьмидесятых с пламенем двадцатых. Главный редактор журнала «Невский альманах» Владимир Скворцов, подвёл итог. Он всего лишь повторил фразу, которую желал сказать каждый;
̶ Ваши выступления наполнены любовью!
Хочется закончить словами Высоцкого для всех, кто защищает Россию:
…Возвращайтесь скорей:
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины…
Александр Крячун,
Член Союза писателей и Географического общества России.