Протоиерей Михаил Горовой
Слово в Неделю о блудном сыне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Святая Церковь с целью духовного назидания предлагает нам притчу о блудном сыне. Содержание её следующее.
У одного человека было два сына. Физический труд принёс семье материальное обогащение, и они проживали в согласии и достатке. Но в юности человеку присуще стремление к самостоятельности и самоутверждению. Это и побудило младшего сына через некоторое время принять решение отделиться от семьи и попросить у отца причитающуюся ему часть наследства. Получив часть имения он отправился в другую страну, где проводил распутный образ жизни. Греховная жизнь привела его к духовному и материальному обнищанию.
Сложность положения молодого человека усугубилась ещё и тем, что в той стране разразился голод. Спасая свою жизнь, он нанялся пасти свиней и рад был питаться рожками, которые ели свиньи, но и этого ему никто не давал. И вспомнил он жизнь в отцовском доме и тогда наступило время раскаяния: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою. И уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих». (Лк. 15, 18-19).
И когда он приближался к отцовскому дому, отец вышел навстречу ему, пал на шею и целовал его. Видя раскаяние сына, отец дал распоряжение одеть ему перстень на руку, как символ сыновнего достоинства, новые одежды и обувь, как свидетельство духовного обновления человека. По случаю возвращения младшего сына, устроен был праздничный пир – заклали телёнка и стали веселиться.
Старший сын возвращался из поля в это время в отцовский дом и приближившись к дому услышал пение и ликование. Ему рассказали, что праздничное торжество в доме отца обусловлено возвращением в отеческий дом его младшего брата. Старший брат рассердился и встретившись с отцом не хотел войти в его дом, а отцу напомнил о том, что он долгие годы служил ему, а отец не оценил его труд и не отблагодарил его: «не дал и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими». Он также осудил образ жизни младшего брата, расточившего своё имение с блудницами.
Отец кротко ответил: «ты всегда со мною, и всё моё твоё». А о возвращении младшего брата необходимо радоваться, потому, что он был мёртв и ожил, пропал и нашёлся.
Чему же нас учит Евангельское чтение сегодняшнего дня? Церковь нам напоминает о том, что Бог, подобно любящему отцу, всегда с радостью принимает в Царство Своей славы кающихся грешников. Притча о блудном сыне свидетельствует о том, что плотские грехи не только оскверняют людей, но и приводят к духовному и физическому банкротству. Сколько браков распалось по причине греха супружеской неверности? Сколько детей осталось сиротами в неполных семьях?
В Христовой Церкви брак является Божественным установлением. (Быт. 2, 18, 22). И в христианском обществе брак должен быть один и не расторжим. Но для крепости брачных уз требуется усилие со стороны супругов.
Вот, что говорила о супружеской ответственности святая императрица Александра: «После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа по отношению к его жене, а у жены – по отношению к мужу. Они два должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь… Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого». (Дарите любовь. Государыня Александра Фёдоровна Романова. Дневниковые записки за сентябрь 1899 года, М., 2022, с.27).
Для крепости института брака важно супругам принять участие в храме Божием в таинстве Брака. В этом таинстве ниспосылается супругам благословение Божие и благодатная сила, освящающая и скрепляющая брачные узы. По словам святой императрицы Александры, без благословения Бога в «семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать всё, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена».
Не менее опасными для христианской жизни являются блудные грехи. Особенно блудная страсть преследует в юном возрасте. Всех состоящих в безбрачном состоянии и иноческом звании Церковь призывает хранить целомудрие. Блудный образ жизни удаляет от Бога и разрушает целостность человеческой личности. В то время как тело человеческое, согласно замыслу Божию, призвано к обожению : «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?»( 1Кор.6,19) и должно стать «телом славы»(Флп. 3,21).
В наше время блудная страсть находит одобрение и воспевание в средствах массовой информации. При потере бдительности в духовной жизни можно стать рабом этой страсти. Чрезмерное удовлетворение чувственных наслаждений приводит к душевной пустоте и заболеваниям. А за смертные грехи, легализованные западным сообществом, следует Божественное прещение. По попущению Божию нечистые духи могут вселиться в духовный мир людей и наносить ущерб физическому здоровью.
Люди, порабощённые плотскими грехами, не смогут достигнуть богопознания: «В злохудожную душу не войдёт Премудрость, и не будет обитать в теле, порабощённом греху» (Прем. 1, 4).
Ещё в III веке неоплатоник Плотин указывал на то, что подобное познаётся подобным: «Душа никогда не увидит красоты, если сама раньше не станет прекрасной, и каждый человек, желающий увидеть прекрасное и Божественное, должен начать с того, чтобы самому сделаться прекрасным и Божественным».
Главной целью христианской жизни является стяжание благодатных даров Святого Духа. Апостол Павел учит: «Плод вашей жизни есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6, 22). Плотские грехи затворяют нам двери Царства Божия: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прилюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6,9).
Каковы же средства рекомендует Церковь и христианские подвижники для победы над блудной страстью? Молитвенный подвиг и пост, умеренность в принятии пищи, регулярное участие в таинствах Покаяния и Евхаристии, совершение добрых дел, — все это будет способствовать обузданию страстей человеческой природы. Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский напоминает нам, что в деле спасения не забывайте прибегать к помощи святых отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей… Помнить нужно о блудной страсти до самой смерти. Стоит только немного добиться, оставить молитву, потерять страх Божий, как она тут же даёт о себе знать. Только непрестанная молитва, страх Божий, память смертная, память о суде, аде и рае отгоняет её. Только Господь силён избавить от неё просящих у Него помощи. (Преподобный Севастиан Карагандинский. Издательство Сретенского монастыря, 2015, с. 102, 103, 106).
Постараемся, братья и сёстры, стремиться проводить жизнь в благочестии и чистоте. А Господь, видя нашу жизнь, благословит миром землю нашу, а в семьи пошлёт любовь, согласие и долголетие счастливой жизни.
Аминь.