Слово в неделю о мытаре и фарисее

Протоиерей Михаил Горовой  

 

                                                                         

 

Свято-Успенский кафедральный собор

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

            Под сводами наших храмов, братья и сестры, начала звучать молитва церковного песнопения «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче…».

Этой молитвой, носящей покаянный характер, Святая Церковь напоминает нам о приближении поприща Великого поста, Святой Четыредесятницы.

          Великому посту предшествует три подготовительные недели: неделя о мытаре и фарисее, о блудном сыне, неделя о Страшном Суде и Прощеное воскресенье.

В Евангельском чтении в эти недели Церковь заранее говорит нам о том, какие добродетели необходимо приобрести за период поста и какие грехи и пороки следует победить.

           В неделю о мытаре и фарисее, в притче, в Евангельском чтении, повествуется о молитве фарисея и мытаря. Во времена Христа Спасителя в израильском обществе существовали разные партии, к одной из них и принадлежали книжники и фарисеи. Они были духовными наставниками народа и считали себя знатоками закона Моисея, но на самом деле в повседневной жизни нередко нерадиво и формально относились к своим обязанностям, соблюдая букву закона и искажая содержание его предписаний. Об этом свидетельствует молитва фарисея.

           Эта молитва носила эгоцентричный характер. Фарисей в храме благодарил Бога за свои добродетели и осуждал людей за их греховность: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего что приобретаю; …я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18,12-11). И такая молитва не нашла одобрения и благоволения в лице Божественного правосудия.

          Молитва мытаря, сборщика податей, носила покаянный характер. Он осознал свою греховность и со смирением просил у Бога прощения: «… не смел даже, поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18,13.). Эта молитва принесла ему примирение и оправдание перед лицом Божиим.

           В сегодняшний день Святая Церковь призывает нас обратить свое внимание на наше духовное состояние. При потери духовной бдительности и впадении в греховность, сердце наше может поразить гордость.

           Гордость — мать всех пороков. Она послужила причиной изгнания из рая прародителей Адама и Евы. Гордость разрушает крепость основ супружеской жизни и способствует духовному падению, совершающих иноческий подвиг. Она удаляет людей от Бога и друг от друга.

           Гордый всех осуждает, себя считает лучше всех, в основу построения своей жизни полагает только свои интересы, — забывая о том, что многие люди нуждаются в его поддержке и добром слове.

           Порок гордости препятствует доступу благодати к человеческому сердцу: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5,5, Притч.3,34).

          Эгоистический образ жизни находит порицание со стороны Святой Церкви. Она призывает нас к подражанию мытареву смирению.

           Смиренный человек вовсе не слабый человек. Он, обладая добродетелями и талантами, не гордится, не унижает достоинство других, но старается дарами Бога служить людям. Святые отцы и подвижники христианского благочестия значительное внимания в духовной жизни уделяли добродетели смирения.

          Св. Кассиан Римлянин указывал на то, «что без глубокого искреннего смирения ни над какою страстью никогда не может быть приобретена победа». Чувство смирения раскрывает сердце человека для воздействия благодати Божией.

            По словам прп. Федора Студита, «где мирное состояние и чистота сердца, кротость и безмолвие, там предел добродетели, и туда взирает Господь, как написано: на кого воззрю, только на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих». (Ис. 66,2.)

           Русский писатель и психолог Федор Михайлович Достоевский считал, что добродетель смирения приводит к подлинной свободе личности. В Пушкинской речи он говорил: «Смирись гордый человек и прежде всего сломи свою гордость…Победишь себя, усмиришь себя, и станешь свободен, как некогда и не воображал себя не начнешь великое дело и других свободными сделаешь и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя».

           Церковь, ознакомив нас с образами фарисея и мытаря, указывает, что во время поста могут быть и два образа поведения. В Христовой Церкви пост — это средство для усовершенствования нашей личности. Его предназначение – служить преображению народа Божия.

           Посему Святая Церковь, подготавливая нас к вступлению в Святую Четыредесятницу, призывает помнить: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголание лжи и клятвопреступления – сих оскудение пост истинный есть и приятный».

          Наша молитва должна носить смиренный и покаянный характер, только тогда она послужит главной цели постного поприща – стяжанию благодатных даров Святого Духа. Аминь.