Тираж – три экземпляра
Вышедший в конце ноября в cмоленском издательстве «Свиток» 21-й выпуск литературно-художественного альманаха «Под часами» Смоленского отделения Союза российских писателей можно считать изданием уникальным: его тираж составляет всего… три экземпляра.
Даже по нынешним временам, когда большие тиражи ушли в прошлое, подобное достойно Книги рекордов. Разумеется, отрицательных. Но что имеем, то и есть: денег на больший тираж на Смоленщине не нашлось. А потому пришлось изданию с весьма богатой и славной историей, имеющему в своём активе общероссийскую литературную награду – диплом форума «Золотой витязь» за продолжение и развитие традиций отечественной литературы, – отправляться в нелёгкое плавание на просторах интернета.
Прочитать опубликованные в нынешнем году на страницах альманаха «Под часами» поэзию и прозу можно на сайте НООБИБЛИОН библиотеки имени Кулибина (Омск). В ближайшее время его обещают выставить и на более известном многим любителям современной отечественной литературы «Журнальном мире».
«Все флаги к нам!»
– Когда мы нашей писательской организацией выпускали коллегиально первый номер альманаха «Под часами», а было это в 2002 году, в предисловии к изданию мы заявили его девиз: «Все флаги к нам!», оговорив, что главным критерием материалов для публикаций будет являться их художественный уровень. Этого принципа альманах придерживался и придерживается всегда, не считаясь с условной литературной номенклатурой имён и делением писателей на литературные лагеря и группы. В разных номерах альманаха можно прочесть материалы авторов разных литературных направлений, взглядов и убеждений. Вместе с тем мы ведём твёрдую линию ориентации издания на сохранность памяти о поэтах и писателях – наших выдающихся земляках: М.В. Исаковском, А.Т. Твардовском, Н.И. Рыленкове и других талантливых уроженцах смоленской земли, оставивших свой яркий след в русской литературе. Для меня лично ориентиром в том, каково должно быть периодическое литературное издание, служит журнал «Новый мир», когда его возглавлял Александр Трифонович Твардовский. Необходимо оговориться здесь, что, конечно, нужно учитывать наши ограниченные возможности в выборе авторов, что мы всё же региональное литературное издание и не способны быть на пике литературного процесса необъятной нашей Родины, но дополнять его, являться составляющим фрагментом со своим особым, смоленским лицом – способны. К чему и стремимся. Отсюда и формулировка диплома альманаха форума «Золотой витязь»: одновременно с сохранением и развитием традиции – новаторство в литературе, – говорил в прошлогоднем интервью «Смоленской газете» редактор альманаха, руководитель Смоленского отделения Союза российских писателей Владимир МАКАРЕНКОВ. – Первые два номера альманаха были выпущены, как говорится, в складчину, на общие средства смоленских писателей. Начиная с 2004 года альманах стал издаваться на средства администрации Смоленской области. До 2007 года главным редактором по решению общего собрания организации был поэт Иосиф Хатилин, а я был заместителем главного редактора. С 2008-го Иосиф Львович уже не входил в состав редакции, который неоднократно менялся. Был большой период, когда мне пришлось выпускать альманах в одиночку. Последние два номера составлением и редактированием второго тома альманаха, прозы, занимался член нашей писательской организации, известный в России и за рубежом писатель Олег Николаевич Ермаков, а я занимаюсь томом поэзии. С 2010 года «Под часами» выходит в двух томах. Если говорить о планах, то стратегия издания остаётся прежней, а тактика подчиняется ей. Мы будем продолжать печатать литературные, краеведческие, литературоведческие материалы, интервью и другие материалы как смоленских авторов, так и иных, попадающих в круг наших литературных интересов и общения, связанных тем или образом со Смоленщиной, как уже признанных в литературной среде, так и начинающих.
О начинающих…
Чем же решил привлечь читателей литературно-художественный альманах «Под часами» в 2022 году? Во-первых, появившейся на его страницах поэзией молодых, чему, безусловно, способствовало приглашение к участию в редакционной коллегии издания молодых поэтов и филологов: Антона Азаренкова и Анастасии Трифоновой, которые и ведут этот раздел альманаха.
В этом разделе представлены поэтические работы Сергея Скуратовского, Юлии Морозовой, Дмитрия Терентьева, Елизаветы Долковой, Сергея Баталова, Полины Леоновой, Дениса Кальнова, Елены Погорелой, Дмитрия Вазовикова, Оксаны Бабурченковой и Дмитрия Вилкова.
Поэтическими работами представленное на страницах альманаха творчество этих авторов я назвал не случайно: уж слишком гипертрофированно много в них вложено труда в оттачивание ритма и формы, в изысканность и многогранность метафор, детализацию эмоций. А в результате на выходе подчас получается «нарочитость, демонстративная посконность переживания и диалога. То ли это примета языка автора, то ли осознанная игра в стилизацию – у меня не сложилось точного мнения на этот счёт. Обилие манипуляций в сочетании с чёткими, прозрачными высказываниями рождает версию о том, что автор не очень доверяет своему способу извлечения поэзии, старается быть более внушающим, теряя при этом в убедительности». Цитата, кстати, принадлежит Сергею Скуратовскому, чьи стихи также опубликованы в разделе поэзии молодых и которому по какой-то необходимости редактор альманаха Владимир Макаренков доверил здесь же прорецензировать часть работ молодых авторов.
Результат, на мой взгляд, получился не очень хороший и с литературной, и с чисто этической точек зрения: к сложной для привыкшего к традиционной поэтической классике читателя поэзии молодых добавились не менее «заумные», понятные лишь посвящённым микрорецензии их сверстника.
Разнообразие имён, тем, позиций
А вот традиционные разделы «Гости номера» и «Поэзия смолян» порадовали разнообразием авторов, тем, жизненных и творческих позиций. Перечислять всех авторов не стану, ибо их достаточно много. И качество поэзии каждого достойно высокой оценки. Здесь есть как стихи, относящиеся к так называемой «тихой лирике», так и строки на злобу дня. И тема межнациональных отношений, и дань традициям исторической памяти…
Меня как читателя особо тронули строки Анатолия Аврутина, Магомеда Ахмедова из далёкого по расстоянию, но такого близкого к смолянам по душевному настрою и взгляду на мир автора из Дагестана, философская лирика Александра Балтина и любовная – Наталии Елизаровой, изысканная горечь тоски по прошлому в стихах Веры Зубаревой, предельно чёткая гражданственность стихов Дианы Кан и Бориса Лукина.
В этом разделе альманаха представлена не только практически вся поэтическая многонациональная Россия, но даже и соседняя с нами Республика Беларусь. И, надо отдать должное редактору альманаха, она очень органично сочетается в мыслях, чувствах, идеях с другими разделами, где можно прочитать поэзию смолян: Татьяны Баклановой, Натальи Исаенко, Юрия Кекшина, Александра Кокшарова, Леонида Кузьмина, Владимира Макаренкова, Елены Орловой, Алексея Пранова, Любови Сердечной, Николая Чепурных, Елены Субботиной.
А связующей нитью творчества российских и смоленских поэтов в этом номере альманаха стала, безусловно, тема войны, вернувшейся в нашу жизнь в уходящем году. Войны праведной, народной, справедливой.
Представлена в альманахе и подборка стихов к 80-летию классика смоленской и, несомненно, российской поэзии Виктора Петровича Смирнова, и творчество участников литературного объединения «Родник» имени Ю.В. Пашкова, и статьи, эссе, очерки, интервью. Немало места отдано и под, прямо скажу, небесспорные, но весьма информативные литературоведческие заметки дочери Николая Ивановича Рыленкова.
Завершает первый том альманаха очень сильное и актуальное для сегодняшнего непростого времени, которое переживает России, эссе Александра Балтина «Тихая мощь Николая Рубцова» и ряд рецензий на поэзию опубликованных в альманахе авторов.
Проза, эссе, краеведение
Второй том альманаха «Под часами» по традиции целиком отдан прозе, статьям, очеркам, эссе и интервью. Здесь представлены такие имена, как Илья Кочергин, Владимир Пахомов, Инна Деветьярова, Мария Бергман. Людей из разных городов и весей, но творчество которых так или иначе, несомненно, будет интересно читателям-смолянам.
Отдельно хотелось бы отметить исследование члена-корреспондента Академии архитектурного наследия, члена Центрального совета ВООПИиК Александра Михайловича Пономарёва «Болдинский монастырь. От руин к возрождению. Обустройство монастыря при становлении монашеской общины (1990–2000 годы)» и работу Святослава Кочаненкова «Смоленская деревня в 1930-е годы». Обе публикации – настоящая находка для смоленских краеведов и читаются с большим интересом.
В этом томе альманаха – почти четыреста страниц, представлены в нём, как и в первом, поэтическом, томе, авторы из разных городов и регионов. И это очень серьёзный показатель того, что наш регион полноценно включён в общероссийский литературный процесс.
Последний выпуск?
А в завершение этого краткого обзора альманаха «Под часами» придётся вернуться к тому, с чего его начал. В бумажном виде издание увидело свет всего в трёх экземплярах. Это, конечно, больно и обидно. Да, его можно прочитать в интернете. Но это уже совсем не тот альманах, что на бумаге. Не то восприятие и послевкусие от прочитанного. Да и, будем откровенны, в интернете литературно-художественные издания имеют куда меньшую аудиторию читателей, чем в тех же районных или школьных библиотеках, куда издаваемые в регионе книги поступают в обязательном порядке.
Смоленщина всегда славилась своими литературно-художественными альманахами, они имеют давнюю и славную историю. Теперь их издание упирается в немалые финансовые проблемы. На бюджетные деньги, понятное дело, рассчитывать по нынешним обстоятельствам бесполезно. Меценаты? Отчасти – решение финансовой проблемы издания. Но и у них, давайте уж откровенно, «нахлебников» нынче более чем достаточно, как бы самим по миру не пойти…
Так что выйдет ли новый выпуск альманаха «Под часами» в наступающем, 2023 году или он окончательно канет в Лету, гадать бесполезно. Ибо творческого запаса много, а денег – нет. Но будем надеяться…
Игорь Красновский.
17 декабря 2022 года.