Здесь будто предки встали из курганов…

Гнёздово.

Раннее утро 25 августа 2018 года.

По холодной траве, слизывая ночную росу, стелятся дымы от костров. Ратники, мастеровые и их семьи пробуждаются к утренней трапезе. На треножниках подвешены котлы, где варится похлёбка. Кое-где наколотая на острые ветки, жарится дичь. Придраться не к чему – обычное утро средневекового полевого лагеря.

Будто метнулось время на тысячу лет назад. Продрались из опутанных корнями сосен курганов наши предки, прошли сквозь глухие дебри тяжёлых эпох и стали станом на древнем своём поселении, откуда зарождался Смоленск. С этого места он начал крепчать, воздвигать дома, стены и крепости для защиты Руси от недругов.

Не вписывались в атмосферу средневекового быта только зрители, одетые в покрой одежды XXI века. Не вязались драные джинсы, шортики, юбочки и топики со средневековыми нарядами кривичей и русов, одетых в льняные ткани и шкуры.

Фестиваль открывали: председатель Смоленской областной думы Ляхов И.В., депутат Государственной Думы Российской Федерации Туров А.В., секретарь Смоленского Епархиального управления священник Владислав Болак, и конечно, главный организатор этого зрелищного праздника – директор историко-археологического заповедника «Гнёздово», магистр искусствоведения Королёв Андрей Владимирович.

Разбегались глаза и желания у зрителей. Можно было под свист ветра покататься на русских качелях;  пострелять из лука, пытаясь попасть в красное настоящее яблоко; самому вылепить на гончарном круге небольшой кувшин; выковать гвоздь; попробовать трудную работу ткача. Поиграть в древнюю русскую игру «калечина-малечина» и убедиться, что простая палка развивает у ребёнка ловкость, координацию, чувство равновесия, мелкую моторику не хуже, чем современные детские тренажёры по цене золотого запаса небольшой африканской республики.

Географию прибывших участников и гостей, можно было определить по автомобилям, которые ровными рядами были припаркованы на поляне под соснами. Номерные знаки указывали на Брянск, Владимир, Волгоград, Ярославль, Самару, Псков, Москву, Курск, Санкт-Петербург, Пензу. Среди российских номеров выделялись белорусские и даже,  состоящие  из непонятных знаков, букв, цифр и символов, которые трудно было расшифровать.

Ремесленники, мастера своего дела, на глазах зрителей плавили руду, ковали ножи, шили одежды из шкур, изготавливали кольчужные полотна. Торговцы квасом на этот день были в особом положении, к ним были самые длинные очереди. Солнечное тепло докалило горячие людские отношения, и жажда правила народом. Энтузиасты из Красного Бора Иншевы Александр и Галина, вернувшиеся недавно из Курска, где пребывали по случаю 75-летия Курской битвы, демонстрировали свой музей под названием «Деревенька моя, деревянная, давняя…».

Члены Смоленской областной организации Союза писателей России Харитонова Татьяна и Толбатова Наталья пришли не напрасно, весь этот феерический комплекс истории, света, боевых кличей, русских песен и зелёной лесной тишины обязательно приведёт к написанию поэтических строк. Писатель и журналист Владимир Королёв также что-то задумывал, но свои замыслы держал в тайне. Про автора этих строк можно не говорить ничего – репортаж расскажет сам, чем он занимался на фестивале.

Не будем лукавить, и сознаемся, что главным действом, которого все хотели и ждали – ристалище. Это – бой стенку на стенку, это – битва гладиаторов, это – мастерство и удаль русских простых мужиков, которые становились воинами. Было видно, что им  одинаково подвластны: и меч, и соха, и братина с ядрёной медовухой.

Разделённые на две «враждебные стороны» – Север и Юг, воины сходились в схватке. Если бы не затупленные топоры и мечи, не защитные колпаки на копьях, можно представить какая это была бы «мясорубка». Но маршалы перед боем строго проверили оружие на предмет безопасности. Даже был обнаружен слишком заострённый топор, который был заменён на тупой.

По взмаху руки ведущего, противники сходятся друг на друга. И здесь доказывается определение, что слово «война», от слова «вой». Когда идёт  бой, в воздухе стоит  дикий рык воинов, к которому примешивается громкий восторг зрителей. От этого многоголосного вопля сворачиваются иглы у сосен, и никнет трава. Правила строгие: если тебя коснулось оружие противника – ляг и притворись мёртвым. После поединка поле усыпано телами, через которые переступает горстка победителей.

Хотелось бы пожелать организаторам ристалища лучше обезопасить зрителя, огородив  существующий круг параллельной зоной безопасности на расстоянии 1-2 метра. Эта мера на 100 процентов приведёт к защищённости, и увеличит количество зрительных мест. По наблюдениям, мечи, копья и топоры довольно часто мельтешили в непосредственной близости от зрителей.  Ощущение присутствия  внутри праздника полное, каждый себя чувствует участником.

Отдельно хотелось бы сказать о директоре музея-заповедника «Гнёздово» Андрее Владимировиче Королёве. Было видно, что человек живёт этим праздником. Всего седьмой раз проводится он в Гнёздово. В 2015 году фестиваль занял первое место в номинации «Лучшее событие исторической направленности» в финале Национальной премии в области событийного туризма в г. Казани. Ежегодно разрастается количество зрителей и участников, будто ребёнок строит песочный замок и песок наплывает на сказочные башни и они растут и растут.  Даже было высказано предположение, что скоро может не хватить места для очередного фестиваля. Но Андрей Владимирович на эту тему молчит – он знает эти места, знает этот лес, от Красного Бора до Козьих гор. Значит, места хватит ещё на новые сотни участников и тысячи зрителей. Удачи этому неугомонному сподвижнику.

 

Александр КРЯЧУН.

Фото автора.