Твардовского много не бывает…

Смоленщина отмечала Дни Твардовского.

Он родился за день до войны. Война вошла в память поэта всей своей звериной мощью, и наполнила   Александра Трифоновича незаживающей болью на всю оставшуюся жизнь.

21 июня 2018 года на самом  знаменитом месте Смоленщины, где литые из меди всенародные любимцы – Твардовский и Тёркин беседуют о жизни, собрались почитатели поэзии. Песня Расула Гамзатова и Яна Френкеля «Журавли» будто задержалась в берёзовых кронах сквера и лилась нескончаемой мелодией, тревожа души.  Весь день погода ласкала солнцем, будто откупаясь за будущую дождливую поездку.

Библиотеки устроили показ книг Твардовского. Выступили у микрофона члены двух писательских союзов, прочитав  произведения именинника и свои собственные стихи. Среди выступающих писатели и поэты: Олег Дорогань, Николай Кеженов, Владимир Королёв, Сергей Подольский, Виктор Горяйнов.

День поездки в хутор Загорье был назначен на 23 июня 2018 года, даже не смотря на предупреждение МЧС о нештатной ситуации с погодой. Мокрый и кислый день перепутал всю программу, но не остановил праздника. Обязательные цветы ещё лягут к подножию памятного камня на хуторе Загорье после всех торжеств, которые пройдут в Доме культуры города Починок.

Праздник начался с возложения цветов к бюсту Александра Трифоновича. Торжество, посвящённое ста восьмилетию поэта и 30-й годовщине открытия музея хутора Загорье, открыл начальник департамента по культуре и туризму Смоленской области Черняков Сергей Александрович. Он в первую очередь огласил имя лауреата премии Твардовского. Им стал смоленский прозаик, член Союза российских писателей Ермаков Олег Николаевич.

Тут же поздравил и вручил грамоту ельнинскому поэту Панасечкину Анатолию Ивановичу. Музейные работники, которых чествовали со сцены, принимали грамоты и тёплые слова в свой адрес.

Четырёхсотместный зал был заполнен полностью. Скрывшись от дождливой погоды, в фойе развернулась ярмарка. Тесно было в скомканном пространстве русскому разгуляю. Это ведь не простор Загорья, где под чистым небом можно было раскрепоститься, пображничать медовухой и закусить жирным куском мяса, который был доставлен трудовым людом из Даньковского или Лыковского подворья. Но не было сердитых гостей на каприз природы – все были рады празднику. Русская поговорка «В тесноте, да не в обиде!», прижилась в Починковском Доме культуры в этот день.

Со сцены выступает дочь Николая Рыленкова – Ирина Николаевна. Она, как строгий учитель, обращается к   вопросу о памяти…

Выступают лауреаты премии имени А. Т. Твардовского: председатель регионального отделения Союза Российских писателей Владимир Макаренков рассказывает о писателе Олеге Ермакове и декламирует  свои стихи; председатель правления областной организации Союза писателей России Олег Дорогань читает своё произведение «Твардовский и Тёркин». Поэт сбрасывает  завесу надуманного героя и представляет нам реалии жизни:

О, край наш Смоленский, ты славой объят!

Застыли в живом разговоре

Твардовский и Тёркин, поэт и солдат,

Беседуют,  с вечностью споря…

На сцене лауреат премии им. А. Т. Твардовского Тамара Лосева. Она может удивлять и восхищать – она поэт старой закваски.

Нужно многое успеть. Места на сцене занимают творческие коллективы Смоленской области. Разнообразная программа «Хутор-хуторок» начинает развлекать зрителей: носятся скоморохи; певуньи с голосами ангелов, прижимая указательные пальчики к розовым щёчкам, запевают русские народные песни. Но гости из Смоленска уходят в библиотеку, где проводится «мастер-класс» для поэтов и писателей.

В читальном зале столы и стулья стоят впритык. Интерес неподдельный. Но как не впасть в восторг, когда курсанты Смоленской военной академии ПВО, под аккомпанемент русской балалайки,  исполнили современный молодёжный рэп.

Ведущий Литературной гостиной Меньшов Сергей Григорьевич открывает очередное заседание. Выступающие Владимир  Макаренков и Олег Дорогань, не повторяясь,  ведут беседу со зрителями. Школьники читают стихи Твардовского.

Тамара Лосева меняет стиль выступления и без аккомпаниатора исполняет тихую песню на свои стихи…

Владимир Королёв рассказывает о поэте-фронтовике Владимире Бушине, которого вдохновило стихотворение Твардовского «Я убит под Ржевом» и он написал своё «Павшим в сорок первом»:

…В Смоленске, Вязьме, у Орла,

В земле лежать не всех ли горше? –

Им неизвестно, чья  взяла…

Звучат стихи починковских поэтов: Ирины Бенделиани, Ивана Власенко, Дмитрия Гавронова, Натальи Климовой, Любови Фельдман. Много патриотизма, любви к земляку и вдруг, будто огромный красивый цветок на зелёной поляне, разбавляет  похожесть выступлений своим детским стихотворением «Подсолнух» Татьяна Атрохова:

Маленькой Марусе мама говорила:

Ты запомни, Маша, в солнышке вся сила,

Если светит ласково, значит всё в порядке.

А, давай, мы солнышко вырастим на грядке…

От стихов Елены Орловой, автора романа «Крест Святого Андрея», веет  не искажённой истиной, а упрямой вселенской правдой:

Дивная моя Родина,

Тёртый медный алтын,

Кровавых князей и юродивых

Славила в лике святых…

У  Милы Клявиной проскальзывает тоска по природной чистоте. Вначале она читает произведение Виктора Смирнова «Твардовский». Замирает зал. Больно слушать. Потом она декламирует свои произведения. И, кажется, что не от ударов дождевых капель, а от силы её стихов тихо всхлипывают оконные ставни:

…Как жаль,  что не попасть в деревню ту,

Где боль мою поймут, и от тоски укроют…

Накипевшее негодование поднимает с места писателя Вадима Удальцова. Он рассказывает, как тщеславие графоманов, которых развелось в разы больше, чем настоящих писателей, скорбно вещают, что настоящая поэзия умерла, а «Мандельштамов» и «Пастернаков» давно пора сбросить с пьедесталов поэзии. Зал рукоплещет.

Наталья Толбатова, приняв название произведения Бориса Васильева «Завтра была война» за эпиграф, посвящает свои стихи Дню памяти и скорби. Сергей Подольский вторит ей, посвящая своё послание Константину Симонову:

Сюжет войны. Его основа

Из  книжки записной листок.

На фронте, зная цену слову,

Он, как  патроны, их берёг…

Нам кажется, что нет войн. Они будут всегда. В заключение, писатель Александр Крячун говорит о великой беде России, не чуждой Твардовскому  – гибели деревень. Спасти первоколыбель Руси – не это ли война? Борьба с чиновничьей властью, которая дальше своего корыта не видит ничего? И подытожил Александр Дмитриевич своё выступление любопытным рассказом про две дырки от пуль в крыше редакции, которые  Александр Трифонович сделал 9 мая 1945 года в городе  Тапиау, ныне Гвардейске Калининградской области.

Громыхает новая машина по разбитой дороге к хутору. Да, конечно, Загорье не столица, и даже не  село. И трасса на хутор должна соответствовать терминологии, выдвинутой ещё великим Гоголем: «В России две беды, одна из которой  – дороги!».

Букеты цветов ложатся к памятному камню, с которого стекают тяжёлые капли дождя стекают, образуя на   граните  сплошную серую массу, на которой уже не разобрать букв.

День Твардовского подходит к концу. Природа укрывается чернеющими тучами,  будто собираясь отойти ко сну.

 

Александр КРЯЧУН.

Фото Николая ЧЕПУРНЫХ.

Снимок у памятного камня в Загорье А. Крячуна.