Протоиерей Михаил Горовой

 Слово в день памяти пророка Божия Илии
                                                
 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


С целью домостроительства спасения рода человеческого Бог основал Ветхозаветную Церковь. Для духовного руководства народа Израиля было дано Божественное Откровение. Проповедовать и возвещать волю Божию призваны были ветхозаветные пророки. Главным предметом их проповеди стало свидетельство о пришествии в мир Мессии, Христа Спасителя. Мессианское свидетельство о Христе святых пророков Моисея и Илии нашло отражение и в Новозаветной Церкви, в праздничном событии Преображения Господня. В Евангелии говорится, что пророки Илия и Моисей явились беседующими с преобразившемся Христом об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалим (Лк. 9, 30-31).
 
«Будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 21) пророки указывали на значимость искупительных страданий Господа нашего Иисуса Христа: «Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши, наказания мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).
Пророческое служение носило и воспитательный характер для израильского народа: пророки были строгими ревнителями соблюдения закона Моисея и стояли на страже сохранения чистоты веры. Когда народ подвергался влиянию грехов разврата и идолопоклонства, их проповедь носила обличительный характер. Пророки безбоязненно обличали царей и народ в их преступлениях и объявляли суд Божий. Одним из таких пророков, ныне прославляемых Святой Церковью, был святой пророк Илия.

Родился Илия в Фесвии Галаадской за 900 лет до Рождества Христова. В 931 году Израильское царство распалось на две части: северное, получившее название «Израиль», и южное – Иудея. В Северном царстве в эпоху пророка Илии стоял у власти царь Ахав (874-853 гг. до н.э.).
В это время евреи заселили землю Ханаана и перешли к оседлому образу жизни. Их духовная жизнь подверглась влиянию синкретизма.
Первоначально они стремились исповедовать веру в Единого Бога Авраама, Исаака, Иакова, освободившего их от египетского плена, но под влиянием хананейского населения евреи начали забывать свою веру и принимать участие в почитании культа плодородия Ваала.

Вот какую характеристику даёт царствованию Ахава историк Иосиф Флавий: «Израильский царь Ахав жил в Самарии и правил приблизительно двадцать два года, причём не отличался от своих предшественников по престолу, если не считать того, что он дошёл в своей порочности до крайних пределов, подражая всех их злодеяниям и глумлением над Всевышним и взяв себе примером особенно беззакония Иеровоама. И он также поклонялся тельцам, сооруженным последним да вдобавок придумал к этому культу ещё всякие другие мерзости. Женился он на дочери царя тирского и сидонского, Ифавала, которая носила имя Иезавели, и от неё научился поклонению её собственным (финикийским) богам». (Иудейские древности, кн. 8, гл. 13, 1).
Ахав сделал культ Ваала государственным культом Израильского царства. Он построил в столице храм Ваала и установил для поклонения изображение богине звёзд Астарте, учредил её пророков, как и пророков Ваала (3 Цар. 18, 19). Поклонение Ваалу, сопровождалось безнравственными оргиями и человеческими жертвоприношениями (Чис. 25, 3; Иер. 19, 5).

Пророк Илия обличил Ахава и народ в идолопоклонстве, призвал покаяться и обратиться к Истинному Богу, за что подвергся гонению со стороны царских воинов. Спасая свою жизнь, Илия вынужден был скрываться в горных и пустынных местах. За греховность и идолопоклонство народа, земля Израильского царства поражена была испытанию голодом на протяжении трёх с половиной лет.

Святитель Феофан Затворник отмечает, что «богатый щедротами и милосердный Бог часто попускает зло на род человеческий, чтобы таким наказанием привлечь его к здравому разуму и понудить на добрые дела. Но если и казнит и наносит язвы, то непременно милует и не медлит подавать исцеления ранам». (Святитель Феофан Затворник. Господь послал к тебе нуждающегося. Избранные проповеди. М. 2014, с. 27).

Во время голода пророк Илия находился у потока Хорафа, здесь он удостоился Божественной милости – вороны приносили ему пищу. А когда поток высох, он переселился в Сарепту Сидонскую к вдове, которая с детьми страдала от голода. По его молитвам в доме вдовы, после того как она приготовила пророку из последней горсти муки опреснок, не истощалось масло и мука на протяжении голодного времени. А когда сын вдовы умер, силой Божией Илия воскресил его из мёртвых.

В народных представлениях хананеев Ваал был не только богом дождя, но божеством жизни и смерти. Ведь на Ближнем Востоке дождь – это жизнь; нет дождя – нет урожая, значит голод и смерть. Чудесным воскрешением сына вдовы из Сарепты Сидонской и умножением в её доме масла и муки в период голода, пророк Илия засвидетельствовал перед народом всемогущество Божие. Тот Бог, которому он служит – источник материальных благ и жизни податель, а не языческое божество Ваал.
Проявилось всемогущество Божие и тогда, когда после трёх с половиной лет засухи, по молитве пророка Илии небо отверзлось и дождь оросил землю. Можно было наблюдать победу Божественного Провидения и пророка Илии над поклонниками Ваала и в то время, когда сделали два жертвенника: один – от жрецов Ваала, а другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадёт огонь с неба, тот будет указанием, что Бог истинен, — сказал пророк Илия». На протяжении дня пророки Вала взывали к идолу, но небо не отвечало на их просьбы. В вечернее время пророк Илия на свой жертвенник из 12 камней по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова и велел жертвенник поливать водой. Сам пророк вознёс тёплую молитву ко Господу с просьбой, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и обратил сердца их к себе. Молитва Илии была услышана: с неба сошёл огонь, попаливший жертву, дрова, камни и воду. Народ, видевший чудо, взывал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него».

Для одних чудо – средство к покаянию и обращению к истинной вере, для других – поражение в своих заблуждениях приводит к ожесточению. После посрамления почитания культа Ваала, ненавистью преисполнилось сердце Иезавели по отношению к пророку Илии. Илия бежал в Иудейское царство и пал духом, достиг горы Хорив (Синай). Здесь и произошло Богоявление. Вначале Илия созерцал картину грозной бури, землетрясения и огненного пламени. Но Господь открыл ему Своё благодатное присутствие в тихом веянии ветра (3 Цар. 19, 12). Видя безуспешность своей борьбы с культом Ваала, Илия начал просить у Бога смерти: «Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 9, 4). Укрепляя Илию в пророческом служении, Господь открыл Илии, что у Него ещё есть семь тысяч, не приклонивших колен перед Ваалом.

Порой секулярный дух настолько глубоко проникает в человеческую жизнь, что кажется наступили апостасийные времена всеобщего отступления от Бога. Но как во времена пророка Илии, так и в наше время Господь находится рядом с нами и всегда готов ниспослать крепость людям и благословить их Своим миром: «Близ Господь всем призывающим Его» (Пс.144,18). Обетование Божие о Его Церкви непреложно на все века: «… Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её» (Мф. 16, 18).

За ревностное служение Богу, пророк Илия был взят живым на небо в огненной колеснице. Перед этим он помазал на пророческое служение своего ученика Елисея.
Перед Вторым пришествием Христа, святые пророки Илия и Елисей придут на землю для проповеди покаяния и призвания людей к вере в Истинного Бога (Откр. 11, 3).
Молитвенным предстательством пророка Божия Илии, да укрепится в сердцах наших ревность к славе Божией и решимость исполнять заповеди и жить по правде Божией. Аминь.