РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бовозсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Рождество Богородицы празднуется Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Дева Мария. Ей, по промыслу Божьему, надлежало
послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Иисуса Христа. День рождения Богородицы глубоко почитается в России. Именно в этот день русское воинство Дмитрия Донского одержало победу на Куликовом поле.
Рождество Богородицы входит в число двенадцати больших праздников. Мы празднуем рождение Пресвятой Девы в семье Иоакима и Анны. Как повествует Евангелие, у праведных родителей Девы Марии (они именуются Богоотцами) долгое время не было детей. Для евреев это было страшным позором и свидетельствовало о неблаговолении Бога к такой семье. От таких людей отворачивались, их презирали. Так, однажды священник отказался принять жертву от Иоакима. Это очень расстроилоИоакима, и он ушёл молиться в пустыню. Долго и слёзно молился он Богу. Наконец Ангел Господень возвестил ему, что у них с женой родится Великая Дочь, которую надлежит назвать Марией, что значит «благодать». Он вернулся домой, и вскоре у них родилась дочь, ставшая Матерью Господа.
ЧТИМЫЕ ИКОНЫ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ:
ЛУКИАНОВСКАЯ (16 ВЕК), СЯМСКАЯ (1524), ГЛИНСКАЯ (16 ВЕК), ИСААКОВСКАЯ (1659)
Икона «Рождество Богородицы» Лукиановская
Лукиановская икона Рождества Богородицы – из храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Игнатьевском. В 1594 году трижды оказывалась в пустынном месте Поковитино-Раменье, недалеко от села. Священник Григорий, посоветовавшись с прихожанами, испросил у патриарха Иова благословение перенести храм на место явлений иконы. Вместе с перенесенной церковью переселился и священник.
Во время польско-литовского нашествия церковь была разграблена. В 1640 году в Раменье пришел из Угличского монастыря молодой подвижник Иларион (принявший позднее пострижение с именем Лукиана) и нашел в запущенной церкви две иконы, оставшиеся невредимыми: храмовую, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и Запрестольную – Смоленскую. В честь явленной чудотворной иконы был выстроен новый храм, основана Лукиановская обитель.
Особую известность икона Рождества Пресвятой Богородицы приобрела в 1771 году, когда над Россией, пронеслось страшное моровое поветрие. Ужасающие многочисленные жертвы, которые оно принесло, заставили русский народ обратиться со всем усердием к Богу и Его Пречистой Матери с мольбой об избавлении от постигшей напасти. После совершенного вокруг города в 6-ю неделю по Пасхе крестного хода с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы из Лукиановой пустыни, чума отступила.
В настоящее время оригинал Лукиановской иконы утрачен, однако, в 1992 году был обретен чтимый список иконы 19 века.
«Рождество Богородицы» (Сямская) икона Божией Матери
Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» названа Сямской, так как прославилась в Сямском монастыре Вологодской губернии. В 1542 году монастырь полностью сгорел, но чудотворная икона сохранилась невредимой. После пожара монастырь был возрождён, и икона вновь заняла своё место в местном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
«Рождество Богородицы» (Глинская) икона Божией Матери
Эта икона «Рождество Пресвятой Богородицы» в начале XVI века чудесным образом явилась пчеловодам, которые устраивали в лесу ульи. В 1648 году на месте явления иконы основана Глинская пустынь, получившая своё название от благотворителей монастыря – рода бояр Глинских, владеющих окрестной местностью.
Икона прославилась множественными исцелениями.
«Рождество Богородицы» (Исааковская) икона Божией Матери
Явился образ 25 ноября 1659 года. Поселяне, бывшие в лесу, увидели на ивовых ветвях икону «Рождество Пресвятой Богородицы», от которой разливался лучезарный свет.
Крестьяне рассказали о явлении своему священнику, который с причтом и хоругвями отправился к месту явления.
С крестным ходом икона была перенесена в приходской храм села Исакова Пошехонского уезда Ярославской губернии.
Вечером, отслужив молебен, священник запер храм, а утром не нашёл в нём новоявленной иконы, хотя все запоры были целы. Икона снова оказалась на той же иве.
То же самое повторилось и через следующую ночь.
Тогда на месте явления соорудили часовню и поставили в ней явленную икону, от которой во множестве совершались чудотворения.
Через семь лет здесь была основана обитель, названная Исааковской.
Цветок любви
(Рождество Богородицы)
Бездетны Иоаким и Анна
Дожили до преклонных лет.
Мечта заветна и желанна,
Но нет дитя, потомства нет.
Тогда проклятием клеймили
Семью, коль не дал Бог детей:
Быть может, тайною покрыли
Великий грех родни своей.
Ведь дал Господь обетованье,
И всякий род мечтал о том,
Великом, славном дарованьи,
Чтоб родился Мессия в нём.
Презрение сопровождало
Благочестивую чету,
Но не разбило, не сломало
Святую веру и мечту.
Друг другу верность сохранили,
Смиреньем берегли любовь,
Печаль души слезой омыли,
Взывая к Богу вновь и вновь.
Молитвы, слёзы со смиреньем
Несли вы Богу много лет,
Терпя позор и поношенье,
Надежды не теряя свет.
Долготерпению награда,
Труды и подвиги святые,
Благоухающая радость,
Расцвёл цветок любви – Мария.
Призрел на ваши Бог печали,
Дитя святое даровал.
Спасенья нашего начало
В святом младенце полагал.
С благоговеньем принимают
Родители дитя своё,
Творцу Марию посвящают,
Чтоб освятил Господь её.
Цветок любви, благоухая,
Под храма сводами растёт,
Живыми струями питаясь,
Чтоб принести бесценный плод
Святой, божественной, безмерной,
Великой, жертвенной любви,
Однажды даруя вселенной
Священный глас – Твоя Твоих.
Галина Поддубная