Память
Книга без автографа
В мае 1971 года Смоленское отделение Союза писателей РСФСР проводило трёхдневный семинар для поэтов и прозаиков из городов и районов области. На этом литературном смотре нам с Анатолием Корниенко (1927-2021) было доверено представлять Духовщину. Тем самым наше творческое знакомство, которое раньше было обозначено только на страницах газеты «Знамя коммунизма» (мы ведь жили в противоположных концах района), теперь получило очный формат, мало того, в кулуарах собрания нас сразу же объединило слово-обращение «духовщинцы».
На итоговом пленарном заседании в актовом зале облсовпрофа мы, при всей доброжелательности организаторов семинара во главе с Юрием Васильевичем Пашковым, были готовы к критическим замечаниям в свой адрес. Однако их не было. Мало того, легендарная Вера Андреевна Звездаева, в классе которой занимался Анатолий, уважительно заявила собравшимся, что рукопись, представленная Корниенко для рассмотрения на семинаре, – готовая книга лирики!
Увы, свою первую книгу Анатолию Григорьевичу пришлось ждать аккурат тридцать лет: только в 2001 году, когда поэту исполнилось уже 74 года, вышел его «Озёрненский вальс». Зато получилась книга более чем выношенно-выстраданной, поскольку стала 30-летней ровесницей посёлка строителей и эксплуатационников Смоленской ГРЭС, ведь А.Г. Корниенко Озёрный начинал возводить чуть ли не с первого колышка.
В предисловии к «Вальсу» Анатолий Корниенко, в частности, скажет: «Писались эти строки в стол. Но однажды я вспомнил чьё-то выражение: «Стихи начинают жить не тогда, когда написаны, а когда услышаны». И мне захотелось, чтобы стихи эти – голос моей души – кто-то услышал».
Чтобы голос души поэта был услышан, сборник помогли тогда издать директор Смоленской ГРЭС Юрий Нарицын, председатель профкома станции Надежда Михайлова, предприниматели Сергей и Людмила Мельниковы, глава администрации посёлка Анатолий Цветков. Благодаря этим людям, напишет А.Г. Корниенко, «исполнилась воля Того, Кто вложил перо в мою слабую руку».
По-хорошему лукавил Анатолий Григорьевич: поэтическая рука его и мастеровита, и мускулиста, и философски праведна: «Жизнь – одно лишь мгновение…/ Ты его заслужил?/ Всё имеет значение:/ Что ты думал, как жил. /Жил ли честно, с открытостью?/Что ты дал, что сберёг? /Или Божией милостью/ Невзначай пренебрёг? /Жил хулою иль славою? /(Так бывает в судьбе). Жил ли кривдой иль правдою? – /Всё зачтётся тебе./ По делам всем отмерится: /Жил в добре иль во зле – /Всё учтётся, оценится/ В небе и на земле.»
После «Озёрненского вальса» Анатолий Корниенко вступил в Союз писателей России, издал 12 сборников («Пора раздумий», «С любовью и верой», «При свете надежды», «Ветка сирени», «Завеянное лето», «Цветы запоздалые», «Осеннее танго», «В круге времён» и другие), и в каждой из книг он с успехом решал задачу – побудить читателя задуматься о добре и зле, пристально посмотреть вокруг с ощущением тревоги не только за себя…
Все сборники А.Г. Корниенко, ставшего и лауреатом Всероссийской литературной премии им. А.Т. Твардовского, в моей личной библиотеке – с его автографами. Нет автографа только на последней книге, вышедшей уже после кончины Анатолия Григорьевича, случившейся 9 сентября минувшего года, на 95-м году его жизни. Издал её под названием «Над речкою Аржатью» Алексей Русаков, с которым поэта связывали годы настоящей бескорыстной дружбы. Аржать река судьбы А.Г. Корниенко, на её берегах прошла его жизнь, начиная с его приезда на Смоленщину в 1954 году и до его последних дней. Могила поэта теперь тоже над Аржатью.
Сейчас А.К. Русаков не только в качестве искреннего почитателя литературного таланта Анатолия Корниенко, но и в качестве депутата Духовщинского райсовета, хлопочет по поводу открытия на доме, где жил А.Г. Корниенко, мемориальной доски. Хлопоты эти требуют всемерной поддержки, поскольку поэт был одним из первостроителей Озёрного и удостоен звания почётного гражданина посёлка.
19 января исполняется 95 лет со дня рождения Анатолия Григорьевича, дата, которая обязывает прежде всего земляков увековечить память А.Г. Корниенко, служившего словом и делом Смоленщине и России.
«В жестоком веке состраданья нет, /Он цену жизни выгодою мерит. /А Русь живёт и видит горний свет /И в воскресенье вечной правды верит.», написал А.Г. Корниенко в «Аржати», написал для всех нас, чтобы эти его строки стали в книге без автографа его завещанием-автографом.
Владимир Королёв,
член Союза писателей России.
На фото: А.Г. Корниенко.