Рождество Христово
Проповедь протоиерея Михаила Горового
Свято-Успенский кафедральный собор, 2021 год
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Совете Неизреченной Троицы было предопределено домостроительство спасения рода человеческого еще на заре развития человеческой цивилизации. С этой целью была основана Ветхозаветная Церковь. Эта Церковь духовно руководила жизнью народа Израиля, назидая его Божественным Откровением. Красной нитью через Священное Писание Ветхого Завета проходила идея о пришествии в мир Мессии, Христа Спасителя. Эту истину возвещали святые пророки, они предсказали:
Пророк Михей: местом рождения Спасителя станет Вифлеем (за 700 лет до Рождества Христова, Мих. 5,2 ; Мф 2, 1).
Пророк Исаия: Богомладенец родится от Девы (Ис. 7, 14; Мф. 1,18 – 25).
Пророк Иеремия: после Рождества Спасителя будет совершено убийство младенцев в том районе где Он родится (за 600 лет до Рождества Христова, Иер. 3 1,15; Мф 2,16).
Пророк Осия: бегство в Египет (за 700 лет до Рождества Христова, Ос. 11,1).
Пророк Давид: Спаситель будет предан одним из его учеников (Пс 40, 10 ; Пс 54, 13-14).
Пророк Захария: ценой предательства будут 30 сребряников (Зах 11,12; Мф 27,5.) И на это серебро будет куплено поле горшечника. (Зах 11,13 ; Мф 27,5).
Израильский царь и пророк Давид: Спаситель мира будет распят (за 1000 лет до Рождества Христова, Пс 21).
Пророк Исаия: Спаситель будет распят со злодеями (Ис 53, 12 ; Мф. 27, 38).
Когда наступила Богом определённые полнота времени, Богомладеец пришёл мир. Вот что можно прочитать об этом всемирно-историческом и надмирном событий в новозаветных источниках.
Cтояла тихая палестинская ночь, люди погрузились в глубокий сон, звезды мерцали на небосводе. Бодрствовали только пастухи Вифлеемских полей. Вдруг внезапно свет Вифлеемской Звезды озарил землю. Руководствуясь этими светом пастухи поспешили прославить родившегося в Вифлееме Богомладенца Христа. Ангельский хор в честь родившегося Христа воспел дивную песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Прославили Господа и образованные люди – мудрецы с Востока. Это были, выражаясь современным языком, астрономы, изучавшие движения небесных тел. В дар Богомладенцу они принесли золото как царю, ладан как Богу, смирну как Человеку.
Подчеркивая таинственный характер пришествия в мир Богомладенца Христа апостол Павел в послании к Тимофею пишет: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим 3,16). Господь Иисус Христос нисходит на землю, становится одним из нас, проходит все этапы развития человеческой жизни, чтобы освятить их.
Как же в наше время наука в лице беспристрастных ученых рассматривает факт историчности личности Иисуса Христа? После тщательного изучения памятников и свидетельств древних писателей, современные исследователи этого вопроса приходят к выводу об историчности личности Иисуса Христа.
Приведем свидетельство этих писателей.
Римские историк Публий Корнелий Тацит (55-120 г.г.). В своем труде «Анналы» в следующих выражениях описывает действия императора Нерона сразу после пожара Рима (64 г.) в ответ на слухи, обвинявшие его в поджоге.
«Но не все оправдания, какие можно получить от людей, ни все богатства, которые этот правитель мог расточить, ни все жертвы, какие приносил он богам , не могли снять с Нерона тягостное обвинение в том, что он, как считали , приказал устроить пожар Рима. Чтобы подавить эти слухи, он обвинил в пожаре и покарал самыми изощрёнными пытками людей, которых обычно называли христианами и ненавидели за их чудовищные преступления. Христос ,по имени которого они так назывались, был казнен Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи во время правления Тиберия: однако пагубный сей предрассудок исчезнув на время, вспыхнул вновь, причем не только в Иудее, где возникло это зло, но также в Риме. «(Анналы», кн.15, гл.44).
Историк I века Корнелий Тацит, признаёт факт существования Иисуса Христа, жившего при императоре Тиберии (14 -37г.г.), осуждение Его на смерть при Понтии Пилате и распространение христианства по Римской империи.
Римский историк Гай Светоний Транквилл (75 — 150 г.г.).
В труде «Жизнь двенадцати цезарей» (ок.121 г.) написал о первых христианских две фразы.
Одна в жизнеописании императора Нерона (54-68 г.г.) глава 16:
«Наказаны христиане — говорится там, — приверженцы нового зловредного суеверия».
Другая в описании жизни императора Клавдия (41-54 г.г.) глава 25: «Иудеев, которые по подстрекательству Хреста заводили некие смуты, он изгнал из Рима (Деян. 18, 2).
Эта фраза долгое время была камнем преткновения для историков. В наше время вопрос положительно решен. Исследователь Иосиф Моисеевич Тронский на основе лингвистического анализа показал, что святониевское написание — это закономерный результат передачи греческих звуков в народно разговорной латыни, это латинская калька греческого. «Христос».
Итак, римский историк Светоний признаёт существование христиан даже в Риме и свидетельствует о его широком распространении в начале II века по Рождестве Христовом.
Римский писатель Плиний Младший ( 61-114 г.г.).
До нас дошли его письма к императору Траяну (98 – 117г.г.) 96-е письмо посвящено судебному дознанию относительно вифинских христиан. Был какой-то анонимный донос. В ходе следствия список обвиняемых христиан сильно разросся. Среди них оказались дети, мужчины, женщины, рабы и свободные и римские граждане. Рабов допрашивали под пыткой, обладавших римским гражданством отправлял для суда в Рим, а упорствующих из местных жителей казнил своей властью, отрекшихся отпускал. Они утверждали, пишет Плиний, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они обычно, по определенным дням собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа, как бога и клятвенно обязывались… воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное».
По словам римского писателя Плиния Младшего, наместника в Вифинии, к началу II века по Рождестве Христовом в отдаленной от Рима провинции было много христиан и они не только признавали историчность личности Христа Спасителя, но почитали Его божественное достоинство.
Письмо сирийского писателя Мары Бар Серапиона.
В Британском музее хранится рукопись, представляющая собой текст письма, написанного позднее 73 года по Рождестве Христовом . Это письмо было отправлено сирийцем по имени Мара Бар Серапион своему сыну Серапиону . Автор письма в то время находился в тюрьме, написал сыну, чтобы ободрить его в поисках мудрости, и указывал, что немилость судьбы падает на тех, кто преследует мудрых людей. В качестве примера он приводит гибель Сократа, Пифагора и Христа:
« Что выиграли Афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выигрывали жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство ? Бог справедливо отомстил за этих мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки — продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки — он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь : Он продолжал жить в своём учении».
По свидетельству Мары Бар Серапиона во второй половине I века о личности Иисуса Христа было известно и на земле Сирии.
Еврейский историк Иосиф Флавий (37-100 г.г.).
Он является автором двух книг «Иудейские древности» и «Иудейская война», написанных на греческом языке.
В 1912 году профессор Тартурского университета Александр Васильев опубликовал в Париже вторую часть арабского текста всемирной хроники епископа Агапия Манбиджского (Х век). Агапий цитирует свидетельство Иосифа Флавия об Иисусе Христе, которое берёт из «Иудейских древностей» в переводе на арабский язык.
В дошедшей до нас арабской редакции 18 книги «Иудейские древности» содержится такое абзац: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречен, и он был известен своей доброжелательностью, и многие люди среди иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и на смерть . Но те, кто стали его учениками не отказались от его учения. Они рассказали, что он явился им через три дня после распятия и что он был живым. И считают, что он был Мессия , о котором пророки предсказывали чудеса.
Этот отрывок из арабской рукописи, которую обнаружил российский арабист В. Розен в Флорентийской библиотеке св. Лаврентия на которой арабскими письменами было начертано: «Вторая часть истории Махбуба, сына Константина ал Манбиджа, епископа города Манбиджа. Данную копию списал для себя некий Саид, сын Абу- л-Бедра Иоанна, сына Абу-ал-Месиха» Арабское имя Махбуб эквивалентно греческому имени Агапий, и найденное произведение вошло в науку как сочинение Агапия.
«В такой редакции — , пишет кандидат исторических наук М. Кубланов ,- этот абзац не вступает в противоречие с политическими привязанностями и религиозной принадлежностью Иосифа Флавия, и не остается никаких доводов для того, чтобы считать его подложным».
(«Наука и жизнь», 1980, 1).
«Иудейские древности», книга 20, гл.9,1.
…(Первосвященник Анан) собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как и несколько других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями.
Современный исследователь, доктор исторических наук И.С. Свенцицкая считает: «В настоящее время историки, за редким исключением , признают существование исторической основы у повествований Нового Завета».
Последнее научное достижение в этой области — обнаружение арабского перевода свидетельства Иосифа Флавия об Иисусе, которое по мнению исследователей, восходит к подлинному тексту иудейского историка I века.
В 1971 году израильский ученый Ш. Пинес опубликовал средневековую, написанную по-арабски рукопись «Всемирной истории» христианского епископа Агапия. В этом произведении была приведена цитаты из Флавия, где речь шла об Иисусе. Ученый предположил, что перевод сделан с сирийской рукописи, в которой сохранился первоначальный смысл рассказа Флавия. (А.Б.Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990).
По словам американского теолога Грэма Стентона : « В настоящее время почти все историки, христиане они или нет, признают, что Иисус существовал и что евангелия содержат много ценных свидетельств, которые должны быть критически взвешены и оценены».
(Stanton G. The Gospels and Jesus. –Oxford University Press. 2002. – P. XXIII).
Каково же отношение современных ученых к вопросу о Божественной достоинстве личности Господа нашего Иисуса Христа? Ученые полагают, что объективная реальность постигается рациональным, сенсуалистическим и интуитивным путем. Но Бог выше рационального и чувственного опыта восприятия. Он «во свете пребывает присносущном», то есть в трансцендентном мире, и критерием богопознания является сердечная чистота: « Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8).
О Божественном достоинстве Иисуса Христа свидетельствует Священное Писание: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин20, 31; Ин 5,39). Слово Божие и святоотеческие опыт, выраженный в постановлениях Вселенских соборов сводится к тому, что во Христе неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно соединились божеская и человеческая природы: Он подлинный Богочеловек.
«Совершенный человек по вочеловечению, а не призрак, но (и) совершенный Бог по Божеству, а не простой человек, явивший на земле Божественное и Человеческое.
Ибо как человек утробу материнскую тяготил и как Бог исшел, девства не повредив.
Как человек материнское млеко принял — и как Бог повелел ангелам с пастухами петь: «Слава в вышних Богу» (Лк 2,14). Как человек повит был пелеменами — и как Бог волхвов звездою вел.
Как человек возлежал в яслях — и как Бог от волхвов дары и поклонение принял.
Как человек бежал в Египет — и как Богу рукотворные египетские (боги) поклонялись (Ему).
Как человек пришёл креститься — и как Бога устрашившись (Его), Иордан обратился вспять.
Как человек, обнажившись, вошел в воду — и как Бог от Отца свидетельство принял: Сей Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17).
Как человек постился сорок дней и взалкал — и как Бог победил искусителя.
Как человек пошёл на брак в Кану Галилейскую — и как Бог воду в вино претворил.
Как человек в корабле спал — и как Бог запретил ветрам и морю, и (те) послушали Его.
Как человек Лазаря оплакал — и как Бог воскресил его из мертвых.
Как человек на осла воссел — и как Богу возглашали (Ему): Благословен грядый во имя Господне. (Мф. 21,9) .
Как человек распят был — и как Бог Своею властью сораспятого с Ним впустил в рай.
Как человек уксуса вкусив, испустил дух, — и как Бог солнце помрачил и землю потряс.
Как человек во гроб положен был — и как Бог ад разрушил и души освободил.
Как человека запечатлели (Его) во гробе — и как Бог изшел, печати целыми сохранив.
Поистине, Кто Бог Великий как Бог (наш) (Пс.76,14).
Он есть Бог творящий чудеса».
( Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона, Богословские труды, 28, М., 1987).
Главной целью Боговоплощения является духовное преображение и спасение рода человеческого. Христос приходит на землю для того, чтобы «прежде падший воскресить образ» человека.
С древности людям известны были заповеди закона Божия. Эти заповеди пророк Моисей получил от Бога на горе Синай.
Своим пришествием на землю Господь усовершенствовал шкалу нравственных ценностей древних. Главной ценностью новозаветных заповедей является Закон любви к Богу и к людям. Эти заповеди стали в христианских странах основой построения семейной, государственной и общественной жизни. Народы, полагавшие эти ценности в основу духовной жизни, достигали высокого материального и культурного развития. А когда в жизнь народов вкрадывался грех, он оставлял после себя духовную опустошенность.
Подумайте, братья и сёстры, если бы между супругами в семейной жизни была любовь, браки никогда бы не расторгались, дети были бы счастливы. Если бы в общественной жизни мы уважали свободу и достоинство других людей, у нас не было бы ссор и раздоров. Если бы в межгосударственных отношениях соблюдался принцип уважения суверенитета, территориальной целостности, мирного сосуществования, соблюдение прав, — мы бы жили в любви и согласии.
Христос приходит на землю, чтобы показать нам путь к подлинному счастью. И ключом к счастью в пределах земного существования является возрождение духовной жизни в нашей стране.
Миссию Христа в настоящее время продолжает Церковь Христова. Церковь призвана будить человеческую совесть и призывать народы к духовному совершествованию. Христианство на протяжении тысячелетия существования Российской государственности всегда духовно обогащало наш народ и оставило после себя высокий духовный идеал.
Этот идеал вдохновлял наш народ к соблюдению заповедей Божиих, давал силы побеждать греховность человеческой природы и возвел на вершины духовности не одно поколение русских людей . Этот идеал побуждал защитников Отечества с оружием в руках защищать нашу землю. Этот идеал и в наше время призван укрепить силу духа народа, дать стимул доброй надежды на будущее и послужит гражданскому и патриотическому становлению нашего народа.
Всех вас, братья и сёстры, сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова и желаю вам мирной жизни и добра, крепкого здоровья, благословения Божия во всех добрых начинаниях во благо Церкви Христовой и славу Отечества. Аминь.