Протоиерей Михаил Горовой
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Сей род изгоняется только молитвою и постом». (Мф. 17, 21).
В качестве духовного назидания народу Божию в наших храмах за совершением Божественной литургии читается Священное Писание.
Вот и в сегодняшний воскресный день нашему вниманию Церковь предлагает евангельское чтение об исцелении Господом человека одержимого нечистыми духами. Степень одержимости была настолько сильна, что его связывали цепями и узами, но он разрывал узы и был гоним бесом. Этот страдалец жил в погребальных пещерах за пределами города.
Повстречавшись с Господом, бесноватый закричал: «… Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя не мучь меня». (Лк. 8, 28).Демоны узнали в Иисусе Христе Мессию Сына Божия, пришедшего разрушить их земные планы и дела. Спаситель мира щедро излил Свою любовь по отношению к страждущему человеку По повелению Господа бесы вышли из человека, вошли в стадо свиней, пасшееся на берегу озера. Нечистые духи приносят людям скорби, болезни и смерть. Потому, что диавол «… был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины». (Ин. 8, 44). Одержимые нечистыми духами свиньи бросились в озеро и утонули. Пастухи о происшедшем рассказали в городе и селениях.
Казалось чудо исцеления бесноватого должно послужить стимулом для укрепления в человеческих сердцах веры в Бога и доброго отношения к ближним. Но в данном случае забвение религиозных истин вечности, чрезмерная привязанность к материальным благам и богатству – послужили причиной индифферентного отношения людей к духовному заболеванию и страданию человека, и даже более того – жители Гадаринской страны, увидев исцелившегося бесноватого, испугались и просили Господа удалиться от них.
Почему эти люди не радовались вместе с исцелившимся и не благодарили Бога? Согласно предписаниям закона иудеям запрещалось держать свиней, как нечистых животных. Вероятно эти животные были предметом торговли с язычниками и приносили им обогащение. Не случайно Господь о таком образе жизни говорил: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». (Мф. 6, 21). В духовно опустошённых сердцах людей не оказалось места милосердию, а осталось лишь только стремление к материальному обогащению.
Одним из скорбных явлений человеческой жизни является одержимость нечистыми духами. С этим явлением встречались люди во времена Христа Спасителя, но духовная брань с духами злобы поднебесной продолжается и в наш век научно-технического прогресса.
Ещё в XIX столетии великий русский писатель и психолог Фёдор Михайлович Достоевский указывал на то, что эта духовная брань происходит в человеческих сердцах: «Так дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». И сколько «копий» было сломано в этой духовной брани за период христианской эры? Но с Божией помощью всегда достигалась и победа; сила Божия проявляется в немощи человеческой. (2Кор. 12, 9).
Священное Писание и повседневный опыт духовной жизни свидетельствует нам о том, что нечистые духи за богоборчество и смертные грехи по попущению Божию могут вселиться в духовный мир человека. В монастырских обителях, где уровень духовной жизни высок, можно нередко увидеть людей, порабощенных демонской одержимостью. Бесы могут парализовать волю людей, внушают проводить порочный образ жизни, порой одержимые бросаются в огонь и воду, монашествующим они являются в чувственных образах, побуждают к принятию греховных помыслов.
Вот что рассказывает о влиянии демонских сил экзорцист нашего времени: «Я помню, как однажды в церковь пришла греческая семья: отец, мать и дочь, которая была одержима демоном… Мне не приходилось до этого читать молитвы об изгнании демонов. Я по своей неопытности согласился…
В церкви никого не было, кроме несчастной девушки и её родителей. Казалось девушка не видела и не слышала нас, она не говорила ни слова. Я поставил аналой с крестом и Евангелием на середину храма, вынес требник и стал искать молитвы о обуреваемых злыми духами. И вдруг девушка, которая сидела молча, как окаменевшая, стала проявлять беспокойство: она с испугом озиралась по сторонам, словно не понимая, куда попала. А когда я нашёл в Требнике нужную молитву и приготовился читать, молча вскочила со скамейки и бросилась к двери. Родители с трудом удержали её. Тогда меня поразило, как это девушка могла заранее почувствовать, какие именно молитвы я буду читать. Родители подвели её к аналою, держа за руки. Мать что-то ласково шептала ей на ухо, гладила по голове и лицу. Я начал чтение, и вдруг из уст девушки вырвался какой-то злобный нечеловеческий и даже звериный крик. В нём звучала боль, ненависть и безысходная тоска. Я обернулся и увидел её глаза: это были глаза не человека – демон смотрел через них… видя глаза этой бесноватой, я ощутил ужас демонического мира. Демон – беспощадный враг и убийца, наполненный чувством ненависти к человеку, образу Божиему, — смотрел на меня…
В глазах, которые смотрели на меня, открывалась бездна, где нет света. Это был образ смерти – не простой смерти как переход а из этого мира в другое бытие, а вечной смерти, где нет ни пощады, ни перемены, ни конца, ни уничтожения, ни забвения. Это был как бы дух самой смерти, в сравнении с которой состояние трупа в могиле, разъедаемого червями, кажется тихим сном. Казалось, что ад, выплеснувшийся из под земли, застыл в этих диких глазах. Взглянув в них, я почувствовал то, что знал умом: у сатаны не может быть раскаяния, у него нет пощады. Мне стало понятно и другое: мучения, которые причиняют люди друг другу, пытки, которым подвергали в тюремных застенках невинных, бессмысленное уничтожение народов, ужасы гонений на христианство, кровожадность тиранов – всё это присутствие страшной адской силы на земле. За спиной обезумивших наркоманов и садистов, как тень, стояли демонические существа и диктовали им свою волю. Я верил в учение Церкви об аде и рае, но считал образы рая и ада, описанные у святых отцов и в житиях святых, только сложной символикой, имеющей ассоциативное сходство с реалиями этого мира, а образы ада – некими абстракциями, определённым условным языком. Но случай с юной гречанкой показал мне, что эти образы ближе к буквальной реальности, чем я предполагал. К концу отчитки изо рта девушки пошёл смрад. Это был смрад не гнили, не человеческого тела – это был смрад, в котором всё более явственно ощущался запах серы. Здесь самовнушение не могло иметь места: гадкий запах гари сменился запахом жжёной серы…
Ещё хочу добавить, что после второй отчитки я сказал родителям этой девушки, чтобы они принесли покаяние в своих грехах, и отец рассказал о том, в чём чувствовал себя виновным: он зачал свою дочь в Великий пост, притом в состоянии опьянения. Ещё он рассказал, что его отец – дед несчастной девушки – служил в сельсовете и подписал распоряжение о закрытии церкви в их селе. Потом он взял часть камней от полуразрушенного забора храма и употребил для своего сарая и ограды. Соседи уговаривали его не делать этого, но он не послушался, а потом пришла болезнь: у него стали дрожать руки так, что он даже ложку не мог донести до рта, в последние годы до смерти его кормили, как маленького ребёнка.
(Архимандрит Рафаил (Карелин). Встреча с прошлым. М., 2022 г., с. 65-70).
Почему Господь попускает злым духам входить в людей? После Голгофской Жертвы, в силу искупительных заслуг Спасителя мира, нам дана благодатная сила с легкостью достигать победы над демонскими силами. В Новозаветное время власть сатаны ограничена и влияние на людей ослаблено. Но в воспитательных целях Промысл Божий попускает злым духам входить в людей; для ограничения распространения зла в современном мире, временного наказания за греховный образ жизни, укрепления веры в Бога и нравственного совершенствования.
Способы влияния демонских сил разные, да и бесы отличаются один от другого. По словам преподобного Иоанна Кассиана не все демоны возбуждают все страсти в людях, но ко всякому пороку подстрекают известные духи, именно: иные побуждают услаждаться нечистотой и скверною похотью, иные к гневу и ярости, иные к печали, иные внушают утешаться тщеславием и гордостью. И только в день страшного суда власть демонских сил будет окончательно упразднена. (2 Петр. 2, 4; Иуд. 1, 6).
Как же нам, христианам XXI века, научиться побеждать царство духов злобы поднебесной? Для этого необходимо быть членом Церкви Христовой и жить благодатной жизнью. Благодать Божия, которую народ Божий почерпает в Церкви Христовой – вот то озоновый слой, предохраняющий и защищающий христиан мира от злых действий демонических сил.
В жизнеописании святого Иоанна Вострского содержится ответ на вопрос чего больше всего боятся бесы «Трех вещей, того, что христиане носят на груди, того, чем христиане омываются в церкви и того, что вкушают в церкви». На груди мы, христиане, носим святой крест, омываемся святой водой и причащаемся Тела и Крови Христовой.
Крест – источник благодатной силы и знамя христианской победы над демонами: «Крест бесов губитель, бесов отгонитель». (Канон Кресту). Святая вода служит освящению материи в космическом измерении, а святая Евхаристия, питая нас Небесной пищей, соединяет со Христом, и служит залогом наследия жизни вечной.
Важным духовным средством в деле врачевания от демонской одержимости являются пост, молитва, чтение Священного Писания, святоотеческих творений, агиографической литературы, и, конечно служение молебных пений у мощей святых угодников Божиих. Молитвенным предстательством святых и в наше время Господь врачует физические и духовные болезни всех с верою и покаянием приходящих в святые храмы и обители нашей церкви.
«Дмитрий Иванович Королёв болен: беснование».
Однажды ночью слышит голос: «Ты уже был у Преподобного Сергия, поезжай ещё и получишь помощь. Дмитрий Иванович усомнился в пользе: два раза был, а толку мало, почти никакого, а тут ещё ехать. Но всё-таки снова поехал, поисповедовался, причастился. Домой вернулся сияющим и больше никогда не болел».
(Архимандрит Тихон (Агриков). У Троицы окрылённые. Воспоминания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2023г., с. 377).
Обращаюсь за молитвенной поддержкой к святым мы вместе с тем должны стремиться их прославлять и благодарить: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». (Евр. 13, 7). Аминь.