Протоиерей Михаил Горовой
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Сие есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5, 4).
Сегодня, братья и сёстры, Святая Церковь с целью просвещения и укрепления нашей веры предлагает Евангельское чтение об исцелении Господом слуги римского сотника. Проповедую Евангелие Царствия Божия, Господь прибыл в Капернаум, город на западном берегу Галилейского озера. В то время Капернаум по своему материальному благосостоянию достиг высшего развития: в этот портовый город ежедневно собиралось много людей, здесь заключались торговые сделки и укреплялись добрые отношения между людьми. Но преуспевая в материальном развитии, жители Капернаума не предавали значения развитию в повседневной жизни духовных ценностей. В одной из своих бесед с учениками, Спаситель предсказал его будущее: «И, ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Лк. 10, 15). В войне иудеев с римлянами город был разрушен, а главной причиной разрушения послужила греховность жителей. В настоящее время можно видеть руины Капернаума.
Во времена Спасителя Капернаум находился в административной зависимости от римлян, в городе располагался отряд римских воинов. И иудеи, и римляне слышали и сами были очевидцами чудес, совершаемых Господом. Ко Господу подошёл римский сотник, рассказал о болезни слуги и просил исцелить его. Спаситель мира пообещал посетить его дом и уврачевать слугу. Но сотник, сознавая своё недостоинство, проявил крепкую веру в божественную силу Господа: «… скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Иисус Христос одобрил веру сотника и сказал ему: «… иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга тот час» (Мф. 5, 13). Поступок римского сотника носит назидательный характер на все времена: вера – это главное условие для Божественного присутствия в нашей жизни.
Что же требуется для укрепления для укрепления веры в Бога?
Прежде всего необходимо изучать Евангельское учение Христа: «вера от слышания, слышание от слова Божия». Божественное Откровение просвещает наш разум, отвечает на недоуменные вопросы и укрепляет основы религиозного мировоззрения.
Укрепляют нашу веру и добрые дела. Апостол Иаков в своём послании говорит, что вера без добрых дел мертва (Иак. 2, 17). История Христовой Церкви полна свидетельств, что через доброделание во благо ближних достигается богопознание. Когда мы проявляем друг к другу любовь, тогда между нами существует истинное общение в Боге. Вершиной всех добродетелей является наша любовь к ближним: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Укреплению веры служит молитвенный и евхаристический опыт жизни Церкви. Молитва – это наша духовная связь с Богом. По словам святителя Феофана Затворника, «дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живёт дух, нет молитвы – нет жизни в духе» (Письмо 27). Молитва – бесценное средство против духовного выгорания. Молитвенный подвиг помогает приобретению религиозного опыта. По своей любви Господь озаряет во время молитвы благодатью наши сердца. Эта же благодать врачует физические немощи и укрепляет силы в совершении доброделания, а Святая Евхаристия – дарит нам пасхальную радость.
Для укрепления веры требуется и преданность Господу: «Открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит» (Пс. 36, 5). Порой Бог попускает испытание нашей веры. Но этому испытанию в целях домостроительства спасения рода человеческого подвергались и великие праведники.
Вспомним праотца Авраама. Бог повелел ему принести в жертву сына Исаака. Авраам проявил послушание и преданность Богу, и это вменилось ему в праведность. Благость Божия щедро излилась на его жизнь, Его сын Исаак остался жив, а Авраам получил благословение Божие на продолжения рода и долголетие жизни на земле: « благословляя тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря… И благословляется в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 17-18).
Восхищаемся мы преданностью Богу праведного Иова Многострадального. Несмотря на проведение Иовом благочестивого образа жизни, он внезапно лишился детей, богатства, тяжёлая болезнь поразила его тело. Мужественно преодолевая жизненное испытание Иов не пал духом, но вручил жизнь свою в руки Божии и продолжил славить Его: «наг я вышел из чрева матери моей, наг возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Иова, 1, 21). За преданность Господь воздал вдвое больше того, что он имел прежде. У него родились сыновья и дочери, в скором времени умножилось богатство и он в здравии и долгоденствии продолжал жизнь свою.
И в Новозаветное время святые нашей Церкви прошли путём Христовой мудрости, смирения и преданности своему христианскому идеалу. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей на камне совершал молитву за людей земли Русской. Этот подвиг в начале XX века повторил преподобный Серафим Вырицкий. Блаженная Ксения Петербургская в дар Богу принесла самое дорогое – свой разум, а праведная Иулиания, княгиня Вяземская, жизнью своей пожертвовала ради торжества семейных ценностей.
Значим для нас и подвиг стояния в вере даже до крове святых Новомученников и Исповедников Церкви Русской. Их жизнь – пример для подражания всех христиан. Их кровь – семя, из которого в наше время произрастает могучее древо Церкви Христовой. Аминь.