Репортаж с презентации книги «Солёные тропы Азии»

26 сентября 2024 года писатель и художник Александр Крячун, член Ленинградского областного отделения Союза писателей России, провёл презентацию своей книги «Солёные тропы Азии» в стенах Русского географического общества, которую приурочил к 185-летию самого плодотворного исследователя неизвестных земель Николая Михайловича Пржевальского.

         Именно из этого здания 136 лет назад «…6 августа 1888 года, с презрением отвергнув тишину и уют кабинетов, Пржевальский в пятый раз ушёл в неизвестность. Стряхнул с генеральских погон золотую пыль славы и отправился в свой последний путь, чтобы не вернуться никогда. Он предпочёл блеску лакированных туфель пропылённые сапоги, а лоску генеральского мундира простую крестьянскую дерюгу, накинутые на усталые, но не согнутые плечи. Он остался навеки в холодных скалах Тянь-Шаньских гор на берегу священного озера Иссык-Куль, которое после его смерти стало святым для тысяч россиян, склонивших головы перед подвигом великого первопроходца!»[1]

         Переулок Гривцова в Санкт-Петербурге, где находится здание Русского Географического общества, своей узостью был похож на вход в лабиринт неизвестности, к познанию которого уходили исследователи с 1845 года. Из дубовых дверей, будто из проёма библейского ковчега, отправлялись в трудный путь патриоты России: Семёнов-Тян-Шанский, Берг, Арсеньев, Козлов, Потанин, Грум-Гржимайло, Лазарев, Беллинсгаузен и многие другие, оставившие свои имена в топонимических названиях планеты.

         Малый зал Штаб-квартиры Русского географического общества, за свои 179 лет, видел абсолютно всех географических гигантов России. Под высоким потолком висит ажурная люстра, вмещающая пятьдесят свечей. Не важно, что вместо восковых светильников вкручены электрические лампочки в виде пламени. Дух истории отражается от белого потолка и матово освещает зал. По периметру зала горят декоративные фонари, похожие на пещерные сталактиты, подсвеченные таинственным огнём. Тяжёлые бежевые портьеры, словно молчаливые паруса с кораблей мореплавателя Крузенштерна, свисают от самого потолка. Гипсовая лепнина листьев дуба и лавра опоясывает потолочный свод.

         Не совсем полный зал зрителей, добавляет свой шарм в рассказ писателя, повествующего о неизвестных фактах из жизни Николая Михайловича.

Докладчик разделил своё выступление на пять частей:

  1. В альбоме Пржевальского обнаружено фото неизвестной миловидной девушки с проникновенными стихами на обороте:

Взгляни на мой портрет,

     Ведь нравлюсь я тебе?

     Ах! Не ходи в Тибет…

     В тиши живи себе

     С подругой молодой.

     Богатство и любовь

     Я принесу с собой!

                                 Она

Кто «Она»? Автор узнаёт не только её имя, причину попадания в альбом, профессию, но находит даже фотосалон, где она была сфотографирована в 1880 году;

  • Биографы Пржевальского, начиная с доклада Петра Петровича Семёнова (с 1906 года Семёнов-Тян-Шанский) 09 ноября 1888 года и первой книги о жизни Николая Михайловича Ивана Дубровина, вышедшей в 1890 годусообщают о гибели Пржевальского от якобы выпитой воды из реки Чу, тем самым, невольно, обвиняя его в нарушении правил экспедиции «Не употреблять пищу и воду, не прошедшей термической обработки». Автор доказывает обратное, утверждая, что Николай Михайлович не нарушал общепринятого устава. Тем самым опровергая принятую болезнь «брюшной тиф» и доказывая другую причину гибели;
  • Пржевальского все знают, как путешественника, исследователя, натуралиста, первопроходца, картографа и даже разведчика. Никто из биографов не касался, не менее трудной его работы  ̶  писать книги. Автор разложил его произведения на буквы-молекулы и дал полный анализ тонкого и чуткого писательского таланта Николая Михайловича;
  • В 1885 году Пржевальский возвращается из последней Центральноазиатской экспедиции через хребет Кок-Шаал, перевал Бедель, Арабельские сырты, пер. Джуука, побережье озера Иссык-Куль и город Каракол, который через четыре года назовут его именем. Автор, в 1987 году повторил этот 150-километровый маршрут, пройдя почти след-в-след тропою экспедиции Пржевальского. Поэтому в аннотациях к своим книгам он уверенно ставит древнюю мудрость: «Прежде чем говорить о ком то, возьми его обувь и пройди его путь!»;
  • В 2015 году автор вместе с другими краеведами создаёт в городе Смоленске «Музей смолян-первопроходцев Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова и С.С. Четыркина». Но чиновники не принимают порыва энтузиастов. В итоге автор, после трёх лет скитаний и спасения экспозиции, дарит её родине Пржевальского, городу Починок, Смоленской области, которая  стала украшением Краеведческого музея.

Доклад шёл с демонстрацией фотографий, карт, рисунков и картин, выполненных автором непосредственно в местах, по которым  полтора века назад проходила экспедиция Пржевальского. Часовой регламент выступления давно был исчерпан, а вопросы от зрителей не иссякали. Пришлось затрагивать темы книг, далёких от географии и рассказывать зрителям о работе над расшифровкой топонимических названий, Снежном человеке, печальном времени острова Валаам и даже, отвечать на вопросы, не касающиеся  темы доклада: «Почему собака, понюхав человека, получает информации в десяток раз больше, чем люди, после часового просмотра телевизора?».

Все желающие получили экземпляры с автографом.  Главным, считает автор  ̶  это дар книги «Солёные тропы Азии» для музея Петра Кузьмича Козлова, ученика и друга Пржевальского, который стал продолжателем дела своего учителя.

Член Ленинградского областного отделения Союза писателей России и

Русского географического общества

Крячун Александр.На снимках:по этим ступеням ходил Пржевальский; автор доказывает правоту своей версии; дарственные книги для Музея П.К. Козлова, ученика, соратника и друга Пржевальского; автор на докладе


[1]Журнал «На Русских просторах №2(57), 2024.  А.Крячун «Последняя верста к подножию неба…». С.145.