Человеку (рода и племени) дано величайшее преимущество перед всеми представителями живой природы. Обычный человек способен думать. Все переживаемые эмоции, условности поведения, проявления щедрого трудолюбия и упорной устремлённости к определённой цели присущи ему в процессе многогранного бытия. Но достигнутая мысль – ещё не конец. Думающий гомо сапиенс спешит дальше. Его переполняют новые идеи и захватывающие проекты. Человек творит. Сказать, что всё это как-то станет вечным, не стоит обольщаться. У многих это единоличный выплеск, попытка вырваться за рамки привычного, зачастую обыденного. И тут в союзники приходит поэзия. Труд, который способствует раскрытию этих самых эмоций, развороту души, чувственного восприятия окружающего мира.
Однако, как сказал Сократ: «Поэзия по своей природе загадочна и не раскрывается первому встречному». И внутренний порыв окажется, в лучшем случае, сильным мотивом в стремлении к чему-то необычному, но не всепоглощающим ураганом чувств. Душа переживёт щекочущий момент новизны, но не повлечёт на все времена. Не всегда желание написать складную строфу или стихотворение станет поэтическим даром, личной кузней устойчивого и закалённого стихосложения.
Прежде чем тебя без напускной лести назовут поэтом, необходимо пройти нелёгкий путь от прописных азов до собственной вершины. А, следовательно, и оценку самому себе на пике достигнутого поставить по-честному. В поэзию приходят с возрастом. В молодости – на фоне быстро меняющихся жизненных впечатлений, неопытности и скором стремлении показаться настоящим творцом, в зрелые годы – уже подключив жизненный опыт и самокритичность. Но всегда остаётся желание брать в руку ручку и слагать. И ведь между молодостью и зрелостью есть существенная разница. Если молодой автор в своём написании видит возможность излить свои чувства, заложить какую-нибудь творческую мысль, то зрелый автор делает принципиальный вызов. Нет пустому и посредственному, твои стихи, как живительный бальзам нужны другим. А в промежутке своего роста автор и обязан сделать правильный выбор. Чувства ли владели им, когда в молодости легли первые поэтические строки, или это дар, укреплять который поэт готов всю дальнейшую жизнь.
Замечательный конкурс БиблиоПарнас, проводимый ежегодно в Смоленской области и есть то самое место, где происходит этот правильный выбор. Написать своё, подать заявку на участие, прочитать перед волнующими зрителями и получить оценку компетентного жюри – это лишь первый шаг к развитию врождённого дара, но без этого так и будут появляться и оставаться в поэтической тетрадке новые строки. Нельзя, если стремишься к желаемой цели, ограничивать себя только милыми мыслями, что ты поэт. Автор должен быть обязательно услышан, вознаграждён или справедливо раскритикован. Ибо только с тем придёт настоящая уверенность, что поэзией стоит заниматься серьёзно.
Участвуя в двух этапах конкурса в Починке и Рославле, был немало польщён тем, что поэзию по-прежнему любят, не хотят незаслуженного забвения, не сводят её суть к уже устоявшимся авторитетам. Каждый внутри себя – поэт, но доказать это удалось не каждому. Есть много прописных истин, как делать стихи. Только истины эти уходят на второй план, когда проливается (из рога ли изобилия?). Многим участникам не удалось усмирить своего Пегаса. То строка не в размер, то набившие оскомину длинноты. А то и вовсе не ведение о ямбах и хореях. Но были мысли. Хорошие и обоснованные. И кому удалось присмирить поэтического скакуна, смогли на размах поделиться ими со слушателями.
Особенно хотелось бы отметить весьма уровневые стихи авторов из Рославля. Сама обстановка конкурсного чтения соответствовала этому культурному пласту. Проходил конкурс в городском доме культуры (не ограничиваясь, так сказать, книжными рамками библиотеки), при хорошем стечении народа (чего всегда и желаешь авторам). А, главное, очень многогранно. Строки стихов просто врезались в сознание своей простотой и поучительностью, эмоциональностью и наблюдательностью, наивностью и жизненной стойкостью. А уж как трудно было судить и выбирать лучшего.
Без сомнения, все члены жюри определили главного победителя Конюхову Ольгу Германовну, чьи стихи вышли в полном соответствии и размеру и рифме, и глубоко проницательно. Таким авторам и зрелость не предел. И хочется верить, что жива и будет жить дальше высоко традиционная поэзия земли Смоленской.
Михаил Зайченко, член Смоленской областной организации Союза писателей России.
От Смоленской областной организации Союза писателей России в составе жюри участвовала Мила Клявина, от регионального отделения Союза российских писателей Сергей Подольский.