«ДОЖИТЬ ДО СТА ЛЕТ, НО НЕ СОСТАРИТЬСЯ ДУШОЙ, НЕ ТЕРЯТЬ ВЕРЫ И ВДОХНОВЕНИЯ»

Интервью с председателем правления Смоленской областной организации Союза писателей России В. Н. Бобарыкиной (литературный псевдоним Анастасия Самофралийская).

— Виктория Николаевна, за время моего проживания в Смоленске, начиная с весны 2000-го года, мной были подготовлены интервью с руководителями Смоленской областной организации Союза писателей России – Виктором Петровичем Смирновым, Олегом Ивановичем Дороганем, председателем регионального отделения Союза российских писателей – Владимиром Викторовичем Макаренковым. Теперь, вот, мы беседуем с Вами. В истории же писательской организации, до настоящего времени, было два периода, когда руководителями были женщины: Нина Артемовна Семенова (областная организация Союза писателей России) и Вера Анатольевна Иванова (региональное отделение Союза российских писателей). Как Вы себя ощущаете в этом качестве?

— Быть руководителем всегда нелегко. Прежде всего, это большая ответственность перед нашими писателями за судьбу организации. Приходится решать много серьезных  проблем, которые появились  в последние годы. Остаётся мало времени на творчество.

         — Обращаетесь к опыту руководителей прошлых лет? И, может быть, не только к их опыту?

     — Очень часто вспоминаю наши беседы с Юрием Васильевичем Пашковым, его советы, которые он передавал Олегу Ивановичу, прежнему руководителю организации, и которые до сих пор не теряют своей актуальности. Юрий Васильевич часто повторял, что в настоящее время, возможно, сам бы отказался от этой должности. Он неоднократно обращался к правлению организации с двумя просьбами: во-первых,  обязательно сохранить наше историческое помещение,  во-вторых,  не превращать Союз писателей в Союз пишущих.

         — А со стороны Союза писателей России, нашей головной организации, ощущаете Вы поддержку? Вы (да и другие члены писательской организации) время от времени там бываете.

    — С председателем Союза писателей России Николаем Фёдоровичем Ивановым я встречаюсь каждый раз, когда бываю в Москве. Он всегда готов оказать поддержку. Очень радушно принял нашу смоленскую делегацию у себя в кабинете, когда мы ездили в феврале 2024 года в Государственную Думу на заседание. Но я стараюсь лишний раз не обращаться за  помощью, если понимаю, что наша организация в состоянии справиться с возникающими проблемами сама.

— Мы беседует накануне весьма значимого мероприятия – вечера, посвященного 100-летию Смоленской писательской организации (образована 20 марта 2024 г. М. В. Исаковским). И, знаете, есть ощущение какой-то внутренней усталости, когда, по логике, следовало бы испытывать высокий душевный подъем, энергию и прочее в этом роде. Мне кажется, дело тут, пусть хотя бы отчасти, в переживании ряда моментов, связанных с процессом подготовки к празднованию юбилея, напряжением, попросту говоря с той нервотрепкой, которая уже не один месяц является сопутствующим, т. с., компонентом. Но, если я говорю о какой-то усталости, то в каких пропорциях это чувство испытываете Вы? Ведь основная нагрузка по подготовке и проведению мероприятия лежит на Ваших плечах.

— Движение – это жизнь, как поется в одной из песен вокального цикла Иоганна Шуберта «Прекрасная мельничиха». В движении, связанном с доставкой документов в разные инстанции, есть нечто даже полезное. Оно делает стройнее фигуру. А если серьезно, то 100-летний юбилей – солидная и радостная дата. Хочется, чтобы она всем запомнилась надолго. Если мне  удастся исполнить задуманное, то, вероятно,  прибавится сил. К нам приедет много гостей. Они прогуляются по нашему красивому вечернему Смоленску, услышат песни на стихи наших поэтов, пообщаются в творческой непринуждённой обстановке. И это прекрасно!

         — Вы давно состоите в писательской организации, до этого были членом литературного объединения «Родник», который вел известный поэт Ю. В. Пашков (сегодня литобъединение носит его имя), являлись участником и свидетелем многих событий литературной жизни Смоленщины, и не только Смоленщины. Знали и знаете многих смоленских поэтов, писателей. Как бы Вы могли охарактеризовать прошедшее и настоящее – в контексте текущего литературного процесса? Может быть, в чем-то сравнить минувшее и сегодняшнее?

         —  Действительно, я была лично знакома со многими смоленскими писателями, такими, как Виктор Смирнов, Юрий Пашков, Евгений Алфимов, Анатолий Александров, Алексей Мишин, Раиса Ипатова, Виктория Ионова, Валерий Рудницкий, Николай Бондарев, Олег Дорогань и другими, которых уже нет с нами.

Мне кажется, к литературному процессу в 20 веке относились серьезнее и критичнее, чем сейчас. Юрий Васильевич Пашков, как руководитель литературного объединения «Родник», на заседаниях всегда вежливо давал дельные замечания по тексту, и не возникало желание противоречить. Из десяти  представленных в подборке стихов он мог выбрать для печати в газете только одно, но за которое не было бы стыдно даже перед именитыми писателями. И мы, молодые, ценили каждую публикацию.

А в настоящее время критика просто отсутствует. За деньги печатают все подряд, что написали, даже не дают отлежаться произведению, чтобы спустя некоторое время взглянуть на него более внимательно.  Много штампов, за которые раньше нас Юрий Васильевич ругал.

         — А какое время более, скажем так, комфортно лично для Вас? И почему?

— Безусловно, для меня более комфортно  время  конца 20 века, потому что тогда ответственно относились к слову, искали свой стиль, свои яркие образы, новые формы, отрабатывали технику на заданной теме, и профессия «писатель» была почетной и уважаемой.

         — Интересно Ваше мнение  вот по какому поводу. Недавно один из поэтов (поэтесс) написала пронзительное стихотворение на драматичную историю, связанную со специальной военной операцией. Сначала стихотворение было выложено в соцсеть, как, собственно, стихотворение, а потом – в качестве песни. Причем, по информации автора стихов, музыка была написана с помощью ИИ – искусственного интеллекта. Оно вроде бы неплохо, звучит. Но, как прокомментировал, один из пользователей, скоро ИИ будет писать и стихи (или уже пишет). В таком случае поэты будут попросту – не нужны, как и композиторы. Как Вы думаете: стоит ли заниматься подобного рода деятельностью? Если предположить, что в качестве эксперимента, то – почему бы и нет? Но ведь, как говорится, лиха беда начало…

          — Искусственный интеллект музыку и стихи создает из уже созданного когда-то и кем-то. А этот кто-то был живым человеком и отражал мысли и чувства своего времени. Можно написать музыку в стиле Моцарта или Бетховена для рекламы, но это не настоящее искусство. Также и со стихами. Почему произведения, написанные в разные века, волнуют до сих пор потомков? А люди творческого склада ума, прочитав или услышав эти произведения, вдохновляются на создание новых шедевров?  Потому что в них душа живая, человеческая. Александр Пушкин написал стихотворение и поэму «Бахчисарайский фонтан» так, что, прочитав ее, Борис Асафьев создал балет «Бахчисарайский фонтан», Александр Власов романс «Фонтану Бахчисарайского дворца». Далее в эту цепочку включились балетные артисты, вокалисты и художники. Вдохновение – возможно, сгусток энергии, который передается через пространство и время. Почувствовать его может только человек. Машине, даже самой совершенной, такое не по силам.

         — Кстати сказать, также недавно появилась новая песня о городе воинской славы Брянске. На этот раз ее сгенерировали с помощью нейросети. В том числе мелодию. В тексте перечислены отличительные особенности Брянской области: леса, просторы, овраги, «богатая история региона». Люди названы отважными и «хранителями истории». То есть, все то, что можно применить ко многим городам страны. Прослушал я эту песню. На мой взгляд, она получилась безликой, бездушной и совершенно никчемной.

         — Можно на такты разобрать первый концерт для фортепиано Чайковского, но написать, как Петр Ильич,   не получится.

         — Сколько я себя помню в Смоленской организации СП России (а это уже 23 года), столько времени с повестки дня не сходит вопрос взаимоотношений с органами власти. Нередко со стороны того или иного автора в адрес власти раздается критика: не уделяется должного внимания писателям, а если уделяется, то недостаточно, не дают денег, а если дают, то тоже недостаточно, сравнивают с былыми, советскими, временами, мол, тогда было лучше, и т. д., и т. п. Какова Ваша точка зрения на этот счет? Вы, как руководитель организации, тоже обращаетесь за поддержкой – и к представителям исполнительной власти, и законодательной, например, к председателю Смоленской областной думы И. В. Ляхову.

          — Я часто беседовала на эту тему с Юрием Васильевичем Пашковым и Евгением Петровичем Алфимовым. Действительно, по их рассказам, культуре уделялось раньше  больше внимания.  А в нынешнее время нужно быть очень  настойчивым. Иногда приходится несколько раз перезванивать  по одному и тому же вопросу, а иногда достаточно одной деловой встречи. К председателю Смоленской областной Думы Игорю Васильевичу Ляхову наша организация постоянно обращается за помощью в проведении  Международного литературного проекта «Симоновские чтения» в Могилеве, и он ни разу не отказал в поддержке.

         — Отдавая дань глубокого уважения писателям и поэтам Смоленщины, которых, что называется, Бог поцеловал в темечко, которые своим творчеством будят мысль, подвигают на раздумья о вечных вопросах жизни, бытия, о чем писали наши классики, прочитывая в то же время произведения других литераторов (речь, в частности, идет о стихах), обращаю внимание на то, что нередко происходит захваливание со стороны собратьев по перу, творчество этих литераторов характеризуется в превосходных степенях, произведения называются великими, гениальными, авторы совершают на литературном поприще – подвиги… А, между тем, многое из того, что выходит в свет, после прочтения, скоро забывается. Потому что на самом деле мысли таких литераторов неоригинальны, чувства неярки, бледны, написано на каком-то среднем уровне, нет того живого нерва, искры, благодаря которым простое стихотворчество становится Поэзией. Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счет.

          — Я уже говорила, что в нынешнее время очень мало независимых критиков. Как сказала, ныне покойная, поэт, литературный критик Людмила Вязмитинова: критикой сейчас много не заработаешь, мало таких, кто воспринимает это спокойно и пытается исправить ошибки. Возможно, именно поэтому появилось много литературы на среднем уровне.  Если, по знакомству, автору поют дифирамбы, то попробуйте сделать ему замечание и – станете врагом. Пишущих много, а настоящих писателей мало. Мне вспоминается старый черно-белый фильм «Приходите завтра», в котором профессор института им. Гнесиных сказал: « Если ты в лотерею выиграешь рояль, это еще не значит, что станешь великим пианистом».

         — Виктория Николаевна, что сегодня представляет из себя Смоленская областная организация Союза писателей России? Чем живет, дышит?

          — Члены нашей организации постоянно участвуют в Международных литературных конкурсах, много выступают в учебных заведениях и библиотеках разных регионов нашей страны и Беларуси. Многие входят в состав жюри Международного литературного конкурса «БиблиоПарнас», проводимого областной универсальной научной библиотекой им. А. Т. Твардовского. Недавно поэт, прозаик Татьяна Харитонова, автор исторического романа «Княжна. Игуменья»  вернулась из Витебска, где была членом жюри музыкально-литературного конкурса-фестиваля «Витебский листопад». В юбилейный год вышло много новых книг высокого профессионального уровня. Новая книга Тамары Лосевой «Там, где цветет калина» выдвинута нашей организацией  на премию им. Н. И. Рыленкова,  книга Владимира Каплинского «Четыре шага по кругу» была представлена автором на Всероссийскую литературную премию «Душа природы».  На днях выходит в свет книга Николая Чепурных об истории Смоленской писательской организации «Эпохи голоса живые». И особенно приятно, что в наш юбилейный год в Москве недавно бесплатно был издан, по инициативе издателей, фантастический роман «Треугольник дьявола», автором которого является  член нашей организации, ныне покойный, но не забытый и оцененный по достоинству,  Владимир Цыбизов.

         — А руководитель писательской организации сегодня – он кто? Поэт? Прозаик? Человек, который должен, грубо говоря, уметь достать денег – для выживания организации?

             — Я думаю, что сегодня руководителю писательской организации приходится  быть творческим человеком с деловым подходом к реальной жизни.  Здесь уместно процитировать  строчку из стихотворения Ларисы Таракановой  «Одной рукою шарю в небесах. Другой – держусь за мыльное корыто».

         — Насколько я понимаю, на личное творчество у Вас просто не остается времени? Ведь, помимо руководства организацией, на общественных, разумеется, началах, Вы работаете – преподавателем музыки…

          — Мне действительно последнее два года ни на что не хватает времени. Две рукописи находятся в работе, и несколько фантастических повестей остались незавершенными на разных стадиях. Думаю, когда смогу их перечесть, многое перепишу заново. С возрастом взгляды меняются.

         — Виктория Николаевна, что бы Вы пожелали коллегам по творчеству – в год 100-летия Смоленской писательской организации?

         — В год 100-летия Смоленской писательской организации своим коллегам по творчеству я желаю дожить до ста лет, но не состариться душой, не терять веры и вдохновения, выпустить свою самую главную книгу и радоваться каждому новому дню.

         Николай Чепурных.