Пушкин А.С. и Православие

                                                                   Пушкин А.С. и Православие.

                                                                        Балусов Василий,

                                          регентское отделение СПО Смоленской Православной Духовной Семинарии.

                                                    «Вся жизнь Пушкина – это движение от тьмы к свету».

                                                                      (прот. Артемий Владимиров).

6 июня 2024 года исполнилось 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина – великого русского поэта и писателя.

Мы живем в непростое тревожное время. 15 ноября 2023 года в Киеве был демонтирован памятник Пушкину, чьи произведения официально перестали изучать в украинских школах с осени 2022 года. За последнее время на Украине были уничтожены более 30 памятников, бюстов и мемориальных досок поэту.

В нашей же стране президент Владимир Путин поручил организовать празднование в 2024 году 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

По давно установившейся традиции день рождения А.С. Пушкина широко отмечается как праздник поэзии и русской литературы.

Свое выступление я хочу посвятить любимому мной поэту и писателю Александру Сергеевичу Пушкину.

Эпиграфом к выступлению я взял слова из интервью с протоиереем Артемием Владимировым о творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Александр Сергеевич возрастал духовно на протяжении всей своей жизни. В дни сомнений он написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…». Но, несмотря на пережитые минуты хандры, в дальнейшем его жизнь и творчество соответствует жизни и мышлению русского православного человека. И внимательно читая и перечитывая произведения А.С. Пушкина, мы соприкасаемся с великой Россией.

Я хочу остановиться в своем выступлении на последних днях и часах жизни любимого мной поэта. Я думаю, что именно последнее время пребывания человека на земле является решающим с точки зрения Вечности.

Смерть поэта явила сразу два подвига: общечеловеческий и духовный. Человеческий подвиг Пушкина описан в воспоминаниях военного врача Владимира Даля, много повидавшего за годы своей врачебной практики: мужество, с которым поэт перенес болезненную агонию, отказался от морфия, способного уменьшить страдания ради сохранения сознания, необходимого для прощания с друзьями и близкими, — еще одно подтверждение величия Пушкина человека. Духовный подвиг Пушкина христианина поражает еще более. Прощение смертельных врагов Дантеса, Геккерна и всех остальных, исповедь в содеянных за жизнь грехах, наконец, примирение с самим собой — вот истинный поступок русского гения! Можно сколько угодно говорить о том, что таковы были условности времени, что по другому Пушкин и не мог поступить, что все русские аристократы должны были умирать от ран подобным образом, но умалить символичность его христианского ухода невозможно.

И думается, лучше всего об отношениях Александра Сергеевича Пушкина с Господом сказал священник из Конюшенной церкви на Мойке, пожилой батюшка, который удостоился исповедовать поэта на смертном одре. Выйдя со слезами от него, он сказал тем, кто тогда окружал Пушкина: Жуковскому, Александру Тургеневу, кому-то из прекрасных дам…: «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой – я видел много слезных признаний. Эта душа пред Богом чиста и искренна».

Такие выводы не могли быть сделаны случайно, но вместе с тем свидетельствуют о глубине покаяния великого русского Поэта. Ведь святость – это не отсутствие грехов, а сознание их и сокрушение сердечное.

Есть такое замечание, что Пушкин мог, учитывая свое положение, свой статус, позвать митрополита принять его исповедь. А он позвал простого священника, того, кто был поблизости.

Пушкин тяготился статусностью. В нем была вера русской души – души, которая, оказавшись между бытием и небытием, оказавшись на грани земного бытия, на вопрос: «Какого батюшку пригласить?» – отвечает: «Любого». Это значит, что он имел веру в священство, носителем которого могли быть самые разные люди. Ему было важно другое – предстать пред Господом в лице священника. А какое именно будет это лицо – его не интересовало.

Литературовед, профессор Московской духовной академии Михаил Михайлович Дунаев писал: «Кончина Пушкина мне видится как логический итог прежних вех его земного бытия, а с другой стороны, она открывает нам чудо Промысла Божия, который самые худые наши дела и ошибки, подчас смертельные, обращает к благим последствиям. И благое последствие – это его спасенная душа, спасенная через подвиг покаяния и смиренного принятия предсмертных страданий».

В ночь с 30 на 31 января тело Пушкина отвезли в Придворно-Конюшенную церковь, где на другой день было совершено отпевание, на котором присутствовал весь Петербург. После отпевания гроб был поставлен в склепе церкви. Вечером 1 февраля после панихиды тело Пушкина в сопровождении А. И. Тургенева повезли в Святогорский монастырь, где поэт желал быть похороненным.

С Александром Сергеевичем Пушкиным мы знакомимся еще в раннем детстве, слушая, а потом и читая его сказки. В школе изучаем его стихи и прозу. И сейчас, перечитывая заново произведения поэта, продолжаю делать открытия: вся жизнь Пушкина – это движение от тьмы к свету. БОГ ЕСТЬ СВЕТ (1Ин. 1:5).

Источники:

1. Беседа с протоиереем Артемием Владимировым о творчестве А.С. Пушкина и его судьбе: «Вся жизнь Пушкина – это движение от тьмы к свету» [Электронный ресурс]

2. Василевская А. Христианин ли Пушкин? [Электронный ресурс] // Смоленская митрополия

3. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Том I.(a) — Глава IV. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) [Электронный ресурс]