«Полилог в контексте времени». Презентация в Литературном музее СмолГУ

28 ноября 2019 года в Литературном музее Смоленского государственного университета состоялась презентация книги «Полилог в контексте времени». Издание, увидевшее свет в смоленском издательстве «Свиток» (выпущены пока несколько сигнальных экземпляров), приуроченное к 95-летию Смоленской писательской организации, представляет собой внушительный по объему том (544 страницы, 34 п. л.) ценных архивных документов, отражающих важные этапы в истории Смоленской писательской организации в XX веке, и предназначено для историков, филологов, краеведов и всех интересующихся историей культуры Смоленского края.

Составитель тома – Николай Чепурных – член правления Смоленской областной организации Союза писателей России; редакторы: заведующая кафедрой литературы и журналистики СмолГУ, доктор филологических наук, профессор Ирина Романова, доктор филологических наук, профессор СмолГУ Лариса Павлова. (публикация Российский Писатель)

Книга увидела свет с использованием гранта Президента Российской Федерации, выделенного на развитие ряда важных литературных проектов Смоленского государственного университета (доцент СмолГУ Элеонора Котова).

В презентации книги приняли участие – преподаватели университета, студенты, писатели.

Выступили: Демьян Валерьевич Валуев (ведущий вечера) – кандидат исторических наук, доцент СмолГУ, Николай Чепурных, доктор филологических наук, профессор СмолГУ Лариса Павлова, доктор филологических наук, профессор Людмила Горелик (автор детективных романов о Смоленске), доктор филологических наук, профессор Анжелика Королькова, кандидат филологических наук, доцент СмолГУ Оксана Новикова, Владимир Макаренков – председатель Смоленского отделения Союза российских писателей, Любовь Сердечная, Владимир Королёв – члены Смоленской областной организации Союза писателей России и другие участники вечера.

  

         Краткие выдержки из выступлений.

  Демьян Валуев:

  «Это действительно очень большой труд… Я могу сказать, как историк, это документ, это первооснова, это то, к чему мы можем обращаться и уже на этом фундаменте строить здание своего исследования… Эта книга, среди всего прочего, позволяет нам понять, что, вот, порой, те модели, которые нам пытаются навязывать, – они неверны, потому что жизнь гораздо богаче. Когда мы листаем эти протоколы заседаний писательской организации… читаем, мы понимаем, что… есть вещи, которые навязываются, есть контроль… какие-то политические кампании, но люди спорят, люди высказывают свое мнение, люди не соглашаются – даже с тем, что спускают «сверху». И это уже само по себе говорит о том, что пространство свободы – оно существовало, а без свободы нормальное творчество невозможно…»

Лариса Павлова:

  «Эта книга… впечатляет своим объемом. На самом деле – это треть того, что было собрано… Мы думали, какой наиболее ценный фрагмент… можно представить в виде книги… Мы выбрали протоколы… Чем поразили эти протоколы… Вы знаете – это по-настоящему живые голоса. За этими голосами, за этими репликами во время литературных четвергов, на заседаниях писательской организации или бюро писательской организации – вдруг предстают, может быть, даже в каком-то новом свете эти личности, о которых мы читали или о которых мы даже не знали… Это книга, которая не ляжет на полку… Она будет нужна разным поколениям… Я думаю, что многие из смолян здесь найдут знакомые лица, услышат родные голоса… Эта книга, во многих отношениях, будет востребована…»

  Любовь Сердечная:

«Эта книга будет настольной… Потому что, вот, только я ее открываю, и меня пронзают мурашки по коже… Это что-то волшебное, необыкновенное… То, что есть – бесценно… Мне очень нужна эта книга… Спасибо огромное всем, кто принял участие в ее подготовке и выпуске»

  Оксана Новикова:

«…Собран огромный материал и тем, кто занимается наукой, историей литературы на Смоленщине – это бесценная помощь…»

 

  Владимир Королёв:

         «… За каждым документом стоит сюжет – либо для очерка, либо для диссертации… Я бы хотел, чтобы эту книгу подержал в руках Евгений Петрович Алфимов, которому 94 года… И не просто подержал, а обязательно обозрел ее и оставил короткий, средний или большой обзор… Он – живой свидетель тех дел Смоленской писательской организации… И он единственный человек из писателей, который приехал после окончания филфака МГУ, поступил на работу в мой родной «Рабочий путь» и из этого «Рабочего пути» ушел на пенсию… проработав больше 30 лет. Его мнение будет интересно – и нам, литераторам, и нашим друзьям из научного филологического сообщества…»

     Владимир Макаренков высказал пожелания – в свете дальнейшей работы над материалами и их последующей публикацией.

 

 Соб. инф.

Фото Марины Чепурных.

 

От редакторов

(Вступительная статья к книге)

 Год назад на кафедру литературы и журналистики Смоленского государственного университета обратился член Смоленского отделения Союза писателей России, писатель и журналист Николай Николаевич Чепурных. В течение долгого времени он кропотливо собирал материалы по литературному краеведению, имеющие отношение к истории смоленской писательской организации. Среди них материалы из личных архивов писателей, воспоминания, письма, фотографии, выборки из местной периодической печати, выдержки из книг и монографий, в которых упоминаются смоленские авторы. Львиную долю составляют документы из фондов Государственного архива Смоленской области.

Здесь мы найдем, в частности, текст речи краеведа и журналиста С.М. Яковлева, произнесенной на дне открытия в стенах Смоленского государственного педагогического института в 1973 году Литературного музея. Этот текст содержит обзор богатых связей русской литературы со Смоленской землей, связей, которые еще предстоит серьезно изучить.

На протяжении многих лет в смоленских газетах вел свои краеведческие рубрики историк, архивист, писатель М.Н. Левитин. Н.Н. Чепурных собрал подборку его публикаций о литературной жизни города в XIX-XX веках.

В собрание Н.Н. Чепурных попало немало ценных, ранее не опубликованных документов из личного архива Н.Г. Антонова, возглавлявшего смоленскую писательскую организацию с 1965 по 1970 годы.

Целый большой раздел составляет коллаж из документов разного происхождения, освещающих период революции, гражданской войны, Пролеткульта, РАППа, документов, проливающих свет на деятельность очень яркого литературного объединения 1920-х годов «Арена».

Отдельная драматическая страница – I Всесоюзный съезд советских писателей в 1934 году и судьбы его делегатов, в течение нескольких после съезда лет незаконно арестованных, расстрелянных, умерших вследствие преследования.

Не обойден вниманием Н.Н. Чепурных и вопрос Смоленской поэтической школы. В центре – документы и выдержки из публикаций разных лет автора гипотезы о существовании этой школы критика А.В. Македонова, воспоминания о ее ключевых фигурах – М.В. Исаковском, А.Т. Твардовском и т.п.

Период Великой Отечественной войны представлен сенсационной публикацией В. Христофорова о найденном поисковиками архиве писательской роты, воевавшей на Смоленской земле и попавшей в так называемый «Вяземский котел».

Самая большая часть собранных материалов представляет собой документы из фонда Р. – 3473 Государственного архива Смоленской области. Это, главным образом, протоколы собраний писательской организации за полвека, начиная с 1940-х годов. Н.Н. Чепурных копировал избранные протоколы, не подряд, опуская обсуждение чисто хозяйственных и рабочих вопросов. И в отобранных им документах есть не расшифрованные из-за неразборчивости почерка или повреждения бумаги места, вынужденные купюры.

Н.Н. Чепурных осуществил большой подвижнический труд, значение которого трудно переоценить. Однако отсутствие опыта и специальной филологической подготовки сказалось на том, что к отобранным и скопированным документам отсутствуют необходимые ссылки и научные комментарии, чтобы издание могло считаться научным. Восполнить эти лакуны – дело не одного года. И оно непременно будет завершено усилиями сотрудников кафедры литературы и журналистики СмолГУ, Литературного музея университета, молодыми учеными.

А пока нами было принято решение опубликовать часть собранных Н.Н. Чепурных материалов, содержащую непосредственные документы – избранные протоколы заседаний Смоленской писательской организации из указанного фонда ГАСО. Пусть поэтика протоколов красноречиво расскажет о сложном полилоге голосов смоленских писателей в контексте драматического времени – второй половины ХХ века.

 

Л.В. Павлова,

И.В. Романова.