Именно сейчас самая лучшая пора для посещения усадьбы Глинки в Новоспасском. На дубах, которые помнят Михаила Ивановича ребёнком, поют потомки тех соловьёв, которыми заслушивались жители этого тихого, освящённого места.
Новоспасское! Родина Глинки.
Музыкальней становится речь.
Нам смоленские веси, починки
Сам Господь повелел оберечь…
Действительно, Олег Дорогань точно подметил состояние человека, попавшего в колыбель гения: «Музыкальней становится речь…». Даже в соловьиных трелях, которые несутся из берёзовых крон, можно услыхать музыку из «Руслана и Людмилы» и «Молитвы».
Поэт Вера Суханова, которая тридцать шесть лет назад участвовала в воссоздании этого музея, ловит миг и также слышит волшебство в тишине природы:
Всё музыка – движенье грозных туч,
Дождей прилежное стаккато,
Мир многозвучен, слажен и певуч.
Возьми басовый и скрипичный ключ
И двери открывай в сады-сонаты…
Гостей из Смоленска, участников очередной Литературной гостиной, на деревянных ступенях барского дома встречает фольклорный ансамбль «Реченька». Он исполняет народные песни, собранные по Смоленской области. Именно на таких произведениях, которые пела молодому гению няня Авдотья Ивановна, формировалось его мировоззрение. С тех пор сохранились только пруды. Всё остальное воссоздано в 80-х годах прошлого века, благодаря первому секретарю Смоленского обкома КПСС Клименко И.Е., Министерству культуры РСФСР и Союзу композиторов СССР, председателем которого был Т.Н. Хренников.
Корзина с цветами ставится к подножию бюста.
В концертном зале на втором этаже царит её величество – музыка: два рояля, портреты композитора на стенах, прекрасная акустика, книги Пушкина и ноты Глинки, а спинки у стульев в форме лиры.
Поэт Анастасия Самофралийская, для которой музыка дело всей её жизни, рассказывает о детских годах Михаила Ивановича.Эту тему она не раз поднимала в своих сочинениях.
Стихи Елены Орловой заставляют почувствовать жизнь, которая плескалась в этом зале два века назад. Её повесть о Михаиле Ивановиче была написана здесь, в Новоспасском. Проникновенность в ту эпоху поразительна:
Словно призрак ушедший, развеянной по ветру жизни:
Гувернантки, обеды, нарядные дамы, кареты, балы,
Экосезы, экспромты, эстампы, эклоги, эскизы –
Замерев, я ловлю отголоски, читаю следы…
Поэты из Смоленска декламируют стихи так, будто рядом стоит друг Глинки – Александр Сергеевич Пушкин, и ненароком может навести критику. Исполнение романса «Я помню чудное мгновенье», которое прозвучало в исполнении Ольги Сергеевой и Сергея Подольского, под аккомпанемент Анастасии Самофралийской, не оставили бы равнодушными авторов этого гениального произведения, про которое Олег Дорогань сказал: «Непревзойдённо! Лучше не напишешь!».
Прибывшие на встречу со смоленскими гостями поэты из литературного объединения «Ельнинский родник» читают свои произведения. Поэт Ирина Синельник и музыкант Елена Плис исполняют свою песню «Журавли». Возможно, она посвящена тем грациозным птицам, гуляющим не боясь людей, по берегу пруда, который виден из окна концертного зала:
На рассвете с туманом сольюсь,
Будто ты обнимаешь меня.
А по сердцу прокатится грусть,
Как прощальная песнь журавля…
Даже то, что усадьба воссоздана из одного лишь оставшегося фундамента, стены смогли пропитать силой любви к композитору. Всё кажется родным, и будто действительно маленький, музыкальный Миша касался этих стен, оклеенных малахитовыми и полосатыми обоями.
Экскурсовод Зоя Михайловна Перепёлкина рассказывает о жизни композитора так, будто сама слушала с ним соловьиные и канареечные дуэты и бросала камешки в глубокий пруд. В каждой комнате, куда переходит группа, из спрятанного динамика начинает звучать музыка хозяина дома. Она, тихо подыгрывая рассказу экскурсовода, завораживает.
Поэт Любовь Сердечная будто готовилась к этой встрече, хотя написала своё стихотворение в 2007 году в столице Венгрии Будапеште и посвятила его другому композитору:
Содрали кожу листовые звуки,
По обнажённым нервам скрипки бьют…
Как долго выживать мне в этой сладкой муке –
Мгновенье, вечность, несколько минут?..
Много всё же в музее подлинных вещей, к которым прикасался Михаил Глинка. Несмотря на всевозможные катаклизмы, войны и революции – их смогли сберечь родственники и неравнодушные люди.
Сергей Григорьевич Меньшов отступает от лирической программы и рассказывает о портретах Глинки, которые писались художниками разных эпох и уровней: от маститых гигантов Репина и Брюллова, до современного Смоленского живописца Юрия Мелькова.
Закончилась экскурсия. Гости разбрелись по усадьбе. Каждый находит своё. Ведущий Литературной гостиной Сергей Меньшов останавливается и произносит: «Здесь хочется дышать Русью!». У священного родника висит кружка. Вода стекает из трубы как вино и ворчит меж камней, разгоняя убаюкивающую тишь, словно читая трагические стихи Сергея Подольского:
Что одному легко даётся,
Другому – Богом не дано.
В хрусталь бокала щедро льётся
Рукой лукавою вино.
Вот, дивной музыкой не ставший.
Лист нот на краешке стола.
Да гений, на полу лежащий,
В осколках битого стекла…
Вкус воды даже не с чем сравнивать. Автор этих строк, пройдя жестокость Среднеазиатских пустынь, пьёт прохладную воду и возвращается к мысли: «В простой воде так много жизни!». Рядом, на трёхсотлетнем дубе разрывает тишину соловьиная трель. Птица что-то хочет сказать. Может быть, она ищет свою потерю, как у Милы Клявиной:
Отдаляется гроза. Тише… Тише…
Громовержец побеждён. Слышишь? Слышишь?
Стрелы молний всё бледней. Реже… Реже…
Лишь волненье за тебя: где ж ты? Где же?…
Смотришь на ухоженные поляны, на ровные ряды цветов, на чистые дорожки и хочется сказать огромное спасибо сотрудникам этого двадцатигектарного комплекса, который они сохраняют таким, что хочется сюда приезжать и приезжать.
Александр КРЯЧУН.
Фото автора.