СЛОВО ВО ВТОРНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
Свято-Успенский кафедральный собор, 2024 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы с Вами, братья и сестры, продолжаем проходить через поприще Страстной седмицы Великого поста. Пост в Христовой Церкви — это средство для духовного совершенствования. Церковь, назидая нас учением слова Божия, святоотеческими творениями, образами святости, — призывает к приобретению тех добродетелей, которые служат созиданию Царства Божия на земле: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». (Рим. 14,17).
Одним из важных средств для приобретения этих добродетелей является примирение с Богом. С глубокой древности людям свойственно было стремление к покаянию. Видимым знаком достижения примирения с Богом служили приносимые в ветхозаветное время кровавые жертвы животных. Но Бог не требует от нас кровавых жертв. Об этом задолго до Рождества Христова свидетельствовал царь и пророк Давид: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.» (Пс. 50, 19). В новозаветное время Богу за грехи человеческие приносится бескровная Евхаристическая Жертва (Мф. 26,26-28).
Но за смертные грехи, за популяризацию зла на земле, правда Божия всегда требовала наказания. Апостол и евангелист Иоанн Богослов учит: «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 16), но Бог — источник правосудия и справедливости. За тяжкие грехи, как свидетельствует Священная история Ветхого и Нового Заветов, следовало наказание. За нечестие жителей Содома и Гоморры эти города были истреблены с лица земли. И в наше время воды океана потопляют жителей городов, становящихся на путь апостасийности греха и богоборчества.
Но Бог есть Бог мира и любви. Когда в человеческом обществе происходит покаяние — следует и Божественное всепрощение.
Поправ нормы отеческой веры, впав в грех идолопоклонства, — народ Израиля семьдесят пять лет находился в Вавилонском плену. Пришлось претерпеть унижение, тяжелый физический труд, грубое отношение: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом» (Пс.136).
Но народ сохранил свою веру, обычаи и когда раскаялся, к власти пришёл царь Персидский Кир, который стал орудием Промысла Божия в отношении израильтян. Он не только предоставил им свободу, но и выделил материальные средства на строительство храма и возведение стены вокруг Иерусалима (Езд. 1,1-4). И всё это произошло благодаря покаянию народа.
Да и русский народ в XX столетии, предав забвению основы Христовой веры, прошел через горнило революционных событий, гонений за свою веру, а затем понёс великие потери в годы Великой Отечественной войны. Народные испытания носили очистительный характер, но это было время и духовного пробуждения. Сила народа проявилась в вере и единстве — фашистская идеология была побеждена. Уже в то время подвижники отечественного благочестия свидетельствовали о предстоящем духовном возрождении.
Преподобный Серафим Вырицкий в стихотворной форме писал:
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит,
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.
Утихнут грозные невзгоды,
Своих врагов Россия победит,
И имя русского великого народа,
Как гром, по всей вселенной прогремит.
(Л. Ильюхина. Благословенная Вырица, М, 2021 г., с. 50).
Актуально пророчество Вырицкого подвижника и в наши дни. Мы непременно, с Божией помощью, преодолеем все испытания и достигнем победы при условии прекращения интеграции в западное сообщество, в проекты’ глобализации. Еще в 19 веке русские мыслители И.А. Ильин и Н.Я.Данилевский, славянофилы предупреждали: Россия «не спасется никакими видами западничества, ни старыми, ни новыми».
Сегодня Великий вторник, в Евангельском чтении в качестве назидания нашему вниманию предлагаются притчи: о Страшном суде, о десяти девах и другие. В притче о Страшном суде излагается свидетельство Священного Писания о том, что нынешний физический мир вследствие энтропийных процессов и греховности рода человеческого прекратит своё существование и Бог в Богочеловеческом облике вторично придёт на землю: «И звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.» (Мк. 13* 25-26). В Евангельском повествовании указывается на то, что никто не знает когда придёт на землю Господь, но нам известно, что пришествие Спасителя мира будет носить внезапный характер: «… Как было во дни Ноя, так будет и в пришествии Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег». (Мф. 24, 37-39). Господь придёт на землю для суда над родом человеческим. Делавшие добро в жизни будут вознаграждены Богом, а совершивших злые поступки и нераскаявшихся в настоящей жизни ожидает наказание. На Страшном суде нас спросят о том, что доброго мы сделали в своей жизни. Вера в Бога, раскаяние в греховности, добродетели, — вот те средства с помощью которых достигается оправдание перед Богом: «Ибо алкал я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли меня. Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф. 25, 35-36,40).
В притче о десяти девах рассказывается, что пять из них были мудрые, а другие пять неразумные. Мудрость дев проявилась в том, что они навстречу с женихом взяли сосуды с елеем для светильников, а неразумные не взяли с собой елея. В полночь прибыл жених и мудрые девы с горящими светильниками вошли в его брачный чертог. Неразумные девы пошли покупать елей для своих светильников, но когда возвратились к жениху, двери чертога оказались закрытыми (Мф. 25, 1-13). Для того, чтобы нам с вами, братья и сёстры, войти в чертоги Царства Божия непременно требуется милосердие и елей добрых дел.
Святитель Иоанн Златоуст в комментарии к притче о десяти девах отмечал: «Так как девство к дело великое и многие имели о нем высокое понятие, то, чтобы кто — либо, храня его, не предался беспечности, как бы уже исполнивший все, и не стал нерадеть о прочем, Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что девство, хотя бы оно было соединено со всеми другими добродетелями, будучи чуждо дел милосердия осуждается…» (Творения. Беседа 78, Спб., 1901, т.7, с.785.)
Под сводами храмов Божиих в эти дни звучит дивное песнопение «Чертог Твой вижду, Спасе мой украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь»>,. Постараемся в оставшиеся дни Страстной седмицы усугубить свои молитвы и пост, будем подвигом добрым подвизаться, совершая дела любви и милосердия, тогда и веру укрепим, и греховность победим, тогда и двери Небесного Чертога для нас откроются и с радостью в сердце встретим праздник Светлого Христова воскресения. Аминь.